Для Псковщины характерен рано начинающийся, сложный, продолжительный медосбор, часто прерывающийся неблагоприятными погодными условиями. Наиболее ярко выражены ранневесенний взяток с ивы и июльско-августовский — с лугов. Частые затяжные весенне-летние похолодания препятствуют использованию пчел на медосборе и опылении сельскохозяйственных энтомофильных культур. Резкие колебания температур в осенне-зимний период создают неблагоприятные условия для зимовки пчелиных семей.
А.И.Шураков, А.В.Петухов, Н.В.Коробов (1995, 1996, 1999) провели обследование пчел Пермской области и выявили на севере популяцию серых лесных пчел, отличающихся высокой зимостойкостью и продуктивностью (верхнекамская популяция). В 1996–2000 гг. мы провели ее испытание в условиях Псковской области. Для этого из Перми в 1996 г. завезли четырехрамочные пакеты, а в 1997–1998 гг. — плодных маток. В результате сформировали 32 пчелиные семьи.
В процессе исследований установили относительно невысокую для серых лесных пчел плодовитость маток (1500–1700 яиц в сутки), которая явилась причиной небольшой (2,1–2,4 кг) к началу осени силы семей.
В течение периода испытаний зимовку в разные годы проводили либо под открытым небом, либо в зимовниках. Первый вариант оказался неблагоприятным для верхнекамских пчел: зимой 1996/97 г. погибло 78,6% семей; перезимовавшие семьи оказались ослабленными (осталось по 0,7–0,9 кг пчел). Среди семей местных пчел, подобранных методом аналогов, гибель не превышала 17%. Верхнекамские и местные пчелы занимали четырнадцатирамочные ульи. В течение зимы были многократные оттепели. Толщина снежного покрова не превышала 10–15 см.
В зимовниках гибель новичков не превышала 20% и соответствовала отходу семей местных пчел, равных по силе испытуемым.
Причины низкой зимостойкости завозных пчел в Псковской области заключаются прежде всего в слабом развитии семей к осени, о чем говорили выше. Технология содержания, разработанная в лаборатории пчеловодства Псковского НИИСХ (В.П.Цебро, 1999, 2000), основана на наращивании большого количества пчел (до 3,5–4 кг) к зимовке. Неблагоприятными для верхнекамских пчел оказались и местные погодные условия, в частности, многократные зимние оттепели (также следует отметить их исходную высокую пораженность аскосферозом).
Испытания на зимостойкость завершили в 1999–2000 гг. на семьях-помесях верхнекамских маток, спаренных с местными трутнями. Гибель не превышала 10% по пасеке и соответствовала показателю местных пасек.
По медопродуктивности испытуемые семьи в 1996–1998 гг. достоверно не отличались от местных: в среднем в обеих группах каждая семья собрала по19 кг товарного меда. В 1999 г. семьи-помеси собрали в среднем на 1,1 кг меда больше, чем местные.
Особо следует отметить агрессивность верхнекамских пчел, значительно возраставшую в безвзяточные периоды. Это существенно осложняло выполнение работ и вызвало снижение производительности труда. Кроме того, пчелы нападали на людей и животных, находившихся на расстоянии более 100 м от пасеки, даже несмотря на то, что она была обнесена двухметровым забором. По этой причине верхнекамских пчел нельзя содержать на участках садово-огородных товариществ.
Таким образом, верхнекамские пчелы, обитающие у северной границы ареала медоносной пчелы, обладающие высокой зимостойкостью и продуктивностью в условиях холодного климата, оказались малопригодными в условиях Псковской области. Из этого следует, что зимостойкость этой популяции пчел высока только в тех условиях, где она формировалась. Поэтому следует уделять больше внимания отбору и сохранению генофонда местных пчел.
Г.С.ЯРОШЕВИЧ, В.П.ЦЕБРО
ПНИИСХ, Псковская обл.