Естественное роение при всех положительных качествах имеет одно отрицательное — препятствует росту производительности труда. Например, применяя Кемеровскую систему ухода, пчеловод с одним или двумя помощниками может легко обслуживать 500–1200 семей. На пасеке, где пчелы роятся, это сделать невозможно. Как известно, держать большое число семей в одном месте не позволяет кормовая база. Их надо разместить на нескольких точках, а это лишает возможности контролировать выход и сбор роев. При такой ситуации каждый слетевший рой унесет с собой от 15 до 45 отстроенных рамок, от 18 до 90 кг меда и от 500 до 3000 руб.
Необходимо создавать неройливые семьи, использовать метод искусственного размножения, который позволил бы сохранить все положительные качества семьи. К сожалению, ни один из рекомендуемых способов не отвечает этому требованию. Они предусматривают искусственный вывод маток или использование роевых, то есть всегда чужих. В этом случае у вновь полученной семьи совершенно другая наследственность, и, как правило, не та, которая желательна.
Пчеловодам известно, что большинство искусственных роев снижает качество пчел и продуктивность семьи. Так, в 1920-е годы широко использовали размножение семей с помощью налета. Метод применяли при содержании пчел в колодах, дуплянках и рамочных ульях. А.С.Михайлов (1928) поставил специальный опыт. Он предположил, что при делении семьи налетом в той половине, где остаются пчелы-кормилицы, должны рождаться самые крупные пчелы. А.С.Михайлов измерял хоботки, крылья, 3-й и 4-й тергиты в семьях с летными и ульевыми пчелами. Он предполагал, что семья с молодыми особями должна воспитать новое поколение самого высокого качества, но получилось наоборот (табл. 1).
Молодые пчелы, лишенные свежего корма (нектара и пыльцы), не смогли вырастить полноценных личинок, поэтому родившиеся труженицы были мелкими, короткоживущими, с небольшим радиусом лета. В семьях с летными пчелами особи были крупнее благодаря поступлению свежего корма. А.С.Михайлов сделал вывод, что летные пчелы воспитывают полноценное потомство. Через 21 год этот опыт повторил И.А.Халифман (табл. 2). Он измерял длину хоботка у особей полноценных семей и у пчел после деления семей налетом (со старыми летными особями).
В семьях без деления рождались пчелы с более длинными хоботками. Таким образом, установлено, что размножение налетами приводит к созданию двух уродливых семей, изменяются экстерьерные и интерьерные признаки особей в худшую сторону, пчелы становятся недолговечными. Их полезная нагрузка резко снижается, а дальность полета сокращается до 2 км. Практики-пчеловоды тоже обратили на это внимание.
Работы ученых и наблюдения производственников убедили хозяев пасек в отрицательном действии размножения налетами, и интерес к этому способу пропал. Но его забыли до XXI века. В настоящее время некоторые пчеловоды стали пользоваться им, появились рекомендации. Мы надеемся, что интерес к нему пропадет. Надо искать что-то лучшее.
Мы обратили внимание на способ размножения семей делением на пол-лета. Применяли его на племенном ядре пасеки. Однако наш способ отличается от общепринятого. Мы не подсаживаем чужую матку в ту половину семьи, где ее нет. Если следовать стандартному методу, то мы не достигнем своей цели: получить от одной семьи вторую идентичную первой по всем показателям.
Как только племенная семья наберет силу и в ней будет 8 и более рамок расплода, делим ее на две части: в первой остается матка и 3 рамки печатного расплода, во второй — 5 рамок разновозрастного расплода, а следовательно, в ней больше пчел. Семьи находятся в одинаковых по форме и окраске ульях. Мы отодвигаем их от места, где стояла материнская семья, на 50–100 см, и летные пчелы распределяются по ульям. В отводок, где нет матки, возвращается больше летных особей, так как они ориентируются по шуму внутри улья. Такое распределение способствует тому, что наши труженицы выведут хорошую свищевую матку. Мы провели специальное исследование (табл. 3).
Существенная разница между исследуемыми показателями отсутствовала. Этот способ применяем для размножения племенных и сильных семей. Подчеркиваем, размножать таким способом можно только те семьи, в которых не менее 8 рамок с расплодом, а на практике использовали семьи, где их было от 9 до 15 (размер 435х300 мм).
Способ деления семей на пол-лета можно использовать на пасеке с обычным циклом работы, когда планируемый прирост и процент бракуемых семей составляют 10–15%, то есть общий процент размножения не превышает 30. Его применение ведет к ежегодному улучшению качества пчел на пасеке. Но он не дает возможности быстро восстановить пасеку, на которой семьи неоднородны.
Опыт по восстановлению пасеки мы получили, когда свои семьи пчел передали на баланс Таштагольского пчелосовхоза. Вместо них мы приняли две пасеки совхоза «Новостройка». Одна насчитывала 72, а другая 100 семей: все были поражены нозематозом. В течение 20 лет на пасеках не выполняли план. Хозяйство получало 600–800 кг товарного меда в год. Не было возможности воспользоваться описанным выше способом (делением на пол-лета), так как семьи были слабыми, расплод располагался на 5–7 рамках. В те времена уже шли дискуссии: многие доказывали, что при размножении индивидуальными отводками качество тружениц улья в отводке резко снижается. Мы решили это проверить. По общепринятой методике из основной семьи и отводка взяли по 100 однодневных пчел и провели измерения экстерьера (табл. 4).
Из приведенных данных следует, что в отводках качество пчел резко снижается, то есть наши результаты подтвердили многочисленные исследования, данные которых приведены в научной литературе. Мы сделали вывод, что индивидуальными отводками пасеку не спасем, а наоборот, ускорим ее гибель, поэтому мы решили использовать сборные отводки.
Этот способ привлек наше внимание тем, что в них качество пчел не снижается и мы не ослабляем семьи, отбирая у них по одной рамке расплода с обсиживающими его особями. Такую потерю они быстро восстанавливают.
В начале июня, во время цветения одуванчика, желтой акации, змееголовника сибирского и других медоносов и пыльценосов, приступаем к размножению семей сборными отводками. Обычно эту работу выполняем в середине хорошего теплого дня, когда основная масса летных пчел находится в поле, а в ульях остаются молодые особи (в это время в гнездах легче найти маток).
Для образования сборного отводка улей ставим на отведенное место. С южной или западной стороны будущего гнезда размещаем медоперговую рамку, а с противоположной стороны — рамку с сотом, накрываем их холстиком. После этого из семьи с 8 рамками расплода изымаем одну с пчелами и переносим в новый улей. Ее ставим рядом с медоперговой. Проверяем, не перенесли ли матку.
Затем по очереди из 7 семей изымаем по одной рамке с печатным расплодом и сидящими на них пчелами и переносим в новый улей. Затем в него же помещаем две рамки с вощиной и одну сотовую, предварительно сбрызнутые водой. Улей закрываем на 4–6 ч. Затем берем матку из лучшей семьи на пасеке и подсаживаем в сборный отводок на сот, вынутый из его середины, где много пчел. Выпускаем ее в их скопление и наблюдаем за поведением.
Затем опускаем рамку на место, закрываем улей и не открываем его до следующего дня. Это позволяет задержать в нем больше пчел, что важно, так как можно застудить расплод. На другой день, когда станет тепло, примерно в 12–14 ч, леток в улье открываем. Часть пчел облетится, остальные разлетятся по своим ульям. На следующий день осматриваем отводок, убеждаемся в наличии матки и приступила ли она к работе.
Через 12 дней в семье родится не менее 40 тыс. пчел, поэтому ставим на сборный отводок второй корпус, а в него 12 рамок с вощиной. Пчелы успевают отстроить ее к главному медосбору. Потом ставим третий корпус (магазинную надставку). В него помещаем 1 сотовую рамку, 2 с вощиной, затем 6 с сотами, снова 2 с вощиной и замыкаем сотовой. Больше отводок не тревожим до окончания медосбора.
В семье, из которой забрали плодную матку, пчелы закладывают маточники. Через 12 дней после ее отъема приступаем к формированию сборных отводков. Их собираем точно так же, как описано выше: медоперговая рамка плюс 8 с печатным расплодом и пчелами плюс 2 с вощиной и 1 сотовую. Каждому отводку даем запечатанный маточник из вышеуказанной семьи, ей оставляем один или два, а остальные раздаем отводкам.
Чтобы процесс организации сборных отводков был непрерывным, необходимо готовить маточники так, чтобы они вызревали в разные сроки. Для этого надо делать их с плодной маткой через 2 дня, учитывая, что семья заложит в среднем 10–14 маточников. Например, первая семья заложит маточники 2 июня, вторая — 4 июня, третья — 6 июня и так до 10 семей. Следовательно, со 2 по 20 июня будет сформировано 10 отводков с плодными матками, а с 14 июня по 4 июля — еще 100–120 с запечатанными маточниками.
Размножая семьи сборными отводками и бракуя все низкопродуктивные и ройливые, нам за три года удалось создать самые высокопродуктивные пасеки в области. На них вместо 172 стало 450 семей. Средняя продуктивность за 4 года составила по 86 кг на семью.
Вторую массовую проверку этого способа провели в Новосибирской области. Так, в колхозе им. Кирова Колыванского района была пасека из 70 семей. На ней из года в год скармливали пчелам по 800–900 кг сахара и сдавали хозяйству 300–600 кг товарного меда. Мы взяли пасеку под контроль. В результате в 1977 г. имели 32 новые семьи (сборные отводки) и сдали 2 т товарного меда. Отводки собрали по 60–80 кг валового меда. Сахар пчелам в зиму не скармливали, каждой оставили по 30 кг меда. В итоге зимовалая семья собрала в среднем 72,3 кг валового меда.
Необходимо отметить, что наследственность плодных маток и молодых лучше передается в сборных отводках. На следующий год мы повторили опыт, получив лучшие результаты. Так, за два года мы из 70 семей создали пасеку в 130 и получили 6 т товарного меда (2 т в первый год и 4 т на второй год).
Следует особенно подчеркнуть, что качество пчел в сборных отводках не ухудшается, расплод воспитывают и выращивают хорошие семьи, поэтому родившиеся особи ничем не отличаются от труженниц основных семей.
Таким образом, создание сборных отводков на пасеке приводит к росту племенного ядра, повышению медосбора без снижения качества пчел. Семьи, из которых изымали по одной рамке расплода, не слабели и быстро восстанавливали силу к главному медосбору! Этот способ мы испытали и в частном секторе на пасеках Мошковского, Тогучинского, Новосибирского, Ордынского, Коченевского районов, и везде был получен положительный эффект. Так что создание сборных отводков на пасеке увеличивает медосбор, число племенных семей и сохраняет качество пчел.
Способы искусственного размножения налетами и индивидуальными отводками снижают качество пчел, что отрицательно отражается на медосборе; их длительное применение приводит к вырождению семей; они снижают продуктивность, теряют иммунитет к болезням. Качество пчел не снижается при размножении семей делением на пол-лета и сборными отводками. Последние повышают продуктивность пасеки.
В.Г.КАШКОВСКИЙ,
П.В.КЕРГЕТОВ
Новосибирский ГАУ, кафедра зоологии и рыбоводства
Ключевые слова:
налеты, отводки, деление на пол-лета, сборные отводки.
Аннотация:
описано влияние разных способов искусственного размножения семей на качество пчел.
Summary:
we describe the effect of different methods of assisted reproduction families on the quality of bees.
Keywords:
raids, layering, division by a half-flight, teams of layers.
Литература:
1. Губин А.Ф., Халифман И.А. Пчелиная семья // Вопросы мичуринской биологии. Вып. 3. — Учпедгиз, 1953.
2. Кашковский В.Г. Повышение продуктивности пчел методом сохранения биологической целостности семьи // Передовые методы в пчеловодстве. — Кемерово; 1959. — С. 44–56.
3. Кашковский В.Г. Коренные вопросы повышения продуктивности пчелиных семей / Труды Кемеровской гос. с.-х. опыт. станции. — Вып. 2. — 1963.— С. 121–156.
4. Кашковский В.Г. Технология ухода за пчелами. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. — С. 223.
5. Липатова Ц.П. Пасека колхоза «Рекорд» // Колхозное производство. — 1955. — № 6.
6. Михайлов А.С. Наружные признаки пчел, воспитанные старой и молодой пчелой // Опытная пасека. — 1928. — № 3.