Последние 5 лет довольно пристально слежу за событиями, происходящими в пчеловодстве. Взяться в очередной раз за перо меня побудили некоторые публикации.
Начну с высказывания доцента ТГСХА Г.Д.Елфимова. «...Нельзя допускать, — пишет он, — чтобы "любительщина" определяла политику развития отрасли. Специализированные предприятия, занимая меньший удельный вес по числу пчелиных семей, производят больший объем продукции» («Пчеловодство» №4, 2005, с. 34).
Откуда эти данные и как сопоставить их с данными НИИП, приведенными десятью годами ранее в статье Г.Билаша: «Учитывая преимущество приватного сектора над общественным по числу семей пчел (2774 тыс. против 1728 тыс.) и двукратное преимущество в товарной продуктивности пчел... следует отметить превосходство первого над вторым и в общем производстве товарного меда (в 3,2 раза)»? («Пчеловодство» №1, 1993, с. 48).
Может быть, за 15 лет после развала Союза пчеловодство России поднялось на более высокий уровень? Нет. «Наше пчеловодство, — говорит директор фирмы «АпиРусс» Н.Н.Смирнов, — замерло в своем недоразвитии где-то в середине прошлого века. Не будем ссылаться на обстоятельства, не следует слишком кичиться и вековыми традициями, примем вызов времени достойно, вернем славу российскому меду!» И здесь же: «Мало производим меда? Несомненно, в 2004 г. собрали 50 тыс. т на всю страну» («Пчеловодство» №7, 2005). Если разделить эту цифру на оставшиеся в России примерно 3 500 000 семей пчел, то получим 14-15 кг меда на одну семью.
На мой взгляд, Н.Н.Смирнов прав лишь отчасти, так как остановка в развитии — это беда не только русского, но и всего мирового пчеловодства. И «замерло» оно не в середине прошлого, а где-то в середине позапрошлого, XIX века.
Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в книгу И.А.Шабаршова «Русское пчеловодство» (Москва, 1990, с. 148): «В 1839 г., например, от 2700 семей пчел он (П.И.Прокопович) отобрал 1900 пудов меда, оставив в ульях на зиму еще 3700 пудов». В пересчете на современную систему мер товарная медопродуктивность составила 11,25 кг, кормовые запасы — 22 кг на семью.
По материалам оригинала отчета П.И.Прокоповича за 1830 г., «в Митченках через губительное влияние непогоды из 200 втулковых ульев... получили с одного улика от 12 до 34 кг меда и более, а в среднем — по 24 кг на каждый улик, что в общем равно 300 пудов» («Земледельческий журнал» № 3, 1831, с. 413–437). Прибавьте к этому оставляемые на зиму в среднем 20 кг меда на одну семью!
После этих данных разве не правомерен вопрос: «Может все же прав мой коллега из "любительщины" Я.Серебриер, считающий, что "...недостаток знаний неизбежно порождает различного рода предположения, домыслы, противоречивые рекомендации"?» («Пчеловодство» №10, 2005, с. 30).
Полным диссонансом с достижениями точного научного знания звучит заявление кандидата наук В.Хыжи в статье «Приобретенный инстинкт — пчелиный инстинкт или творенье Божье?», в которой он утверждает: «В жизни медоносных пчел столько всего непонятного, непредвиденного, и на человеческий взгляд невероятного, что на бóльшую часть вопросов до сих пор нет четких ответов». И далее: «...и никакая эволюционная случайность, никакие инстинкты или рефлексы, никакая генетическая наследственность не посмеют отрицать (отвергать), что создателем такого сложного уровня жизни, с такой природной приспособляемостью есть Всемогущий высший разум, то есть Божий ум» («Пасiка» №11, 2005, с. 7).
Само собой разумеется, что всё, всё, всё (т.е. Вселенную) создал Бог (или Природа?), но и он же (Бог) наделил человека разумом, чтобы он это всё, всё, всё и расшифровывал.
Вы понимаете, в чем парадокс? Ведь это же мы, жители планеты Земля, рассматриваем с помощью созданных нами приборов снимки спутников планеты Сатурн, клонируем, поняв биологические механизмы наследственности и воспроизводства, человека и животных, отправляемся туристами в Космос (даже в мыслях себе представить трудно, что человек, преодолевший притяжение Земли, летит со скоростью практически в 20 раз быстрее пули, выпущенной из трехлинейки)... Природа, как сказал великий Галилей, раскрывает нам свои тайны только на одном языке — языке математики.
Вот здесь и призываю вас принять «вызов времени достойно» и прислушаться к словам Р.Декарта о том, что «...некоторые опрометчивые суждения отвращают нас от истинного познания и владеют нами настолько, что освободиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как решившись хотя бы раз в жизни усомниться во всем том, по поводу чего обнаружим малейшие подозрения в недостоверности» (Р.Декарт. Избранные произведения, М., Госполитиздат, 1950, с. 426). А усомниться нам, как мы видим, есть в чем.
В.А.ОВЧАТОВ
Украина, Запорожская обл.