Создается впечатление, что каждый новый «импульс» (повышение) в геомагнитной активности приводит к своего рода толчку в увеличении сбора меда пчелами, правда, с инерцией в один или два года. Геомагнитная активность с относительно малой амплитудой становится, по нашему мнению, причиной существенного роста медосбора (более вероятно, из-за стимулирующего эффекта геомагнитных возмущений в отношении самих пчел), в то время как более сильные возмущения ведут к слабому увеличению этого показателя (отрицательное воздействие сильных геомагнитных бурь на биологические системы).
Мы предполагаем, что геомагнитные возмущения влияют на пчел посредством механизма магнеторецепторов. Как было показано Френкелем, Уолкером, Деннисом и Киршвинком (R.B.Frankel, M.M.Walker, T.E.Dennis, J.L.Kirschvink), некоторые животные обладают специальным набором неврологических рецепторов, содержащих крошечные кристаллы магнетита, которые позволяют им чувствовать и ориентироваться в геомагнитном поле.
Эти кристаллы найдены в некоторых бактериях (например, Aquaspirillum magnetotacticum), у термитов, в мозгу некоторых птиц и даже людей. Считается, что они ответственны за магнеторецепторный механизм и позволяют ощутить полярность или наклон магнитного поля Земли. Так, голуби и другие мигрирующие животные (дельфины и киты) имеют внутренние биологические компасы, состоящие из минерального магнетита, обернутого узлами нервных ячеек.
Десойл (M.Desoil) и другие ученые показали, что пчелы также имеют магнетиты (рис. 3) наноразмера и поперек ориентированный ферромагнитный материал (минерал) с химической формулой Fe3O4 (магнитные рецепторы, связанные с их нервными системами) в передней части брюшка («относительно большие» частицы магнетита размером больше чем 30 нанометров), в трофоцитах и, вероятно, частицы магнетита меньшего размера (размер, сопоставимый с ядрами ферритина) в голове и грудной клетке. Даже слабые изменения внешнего (геомагнитного) поля, взаимодействуя с этими кристаллами, ощущаются пчелой и помогают ей ориентироваться. Однако сильные возмущения внешнего магнитного поля могут сбить настройку этого природного компаса, а возможно, и отрицательно сказаться на общем самочувствии насекомого.
Мы рассматриваем медоносных пчел как биологический объект, действующий как открытая нелинейная система, находящаяся в состоянии неустойчивого динамического равновесия. Переход этой системы в другое состояние (критическое или с разрушенным ритмом) возможен даже в случае очень слабого внешнего воздействия, имеющего уровень шума и действующего как сбой ритма.
Любые изменения естественного электромагнитного поля (геомагнитного поля), вызванные солнечными источниками (вспышки, корональные выбросы массы, солнечный ветер и т.д.), могут играть роль одного из этих внешних факторов. В зависимости от их силы или уровня пчелы ведут себя по-разному, что в свою очередь отражается на уровне их медопродуктивности. Поскольку пасеки, как правило, расположены в местах достаточно удаленных от городских инфраструктур и источников техногенного шума, то действие последних будет меньше, чем влияние космической погоды.
Присутствие супермагнитных частиц, изолированных от магнетита (типа найденного в брюшке медоносных пчел), позволяет быстро реагировать на изменения магнитного поля во время полета пчелы. Магнитный момент, очевидно, возникает еще на стадии куколки и сохраняется у взрослого насекомого.
Мы также поставили задачу установить связь между космической погодой и средним числом семей на пасеках. Для этого воспользовались канадской базой данных. Результаты Фурье-анализа (рис. 4) показывают, что изменения среднего числа семей на пасеках также имеют 12-летнюю периодичность. Их число увеличивается в годы максимума солнечного цикла. Такой рост скорее всего связан с влиянием солнечной активности на физиологию пчел.
Рост солнечной активности и возможные изменения в иммунной системе пчел, менее интенсивные космические лучи и слабые электронные потоки в периоды максимума солнечной активности, а также связь между галактическими космическими лучами и формированием низких облаков и т.д. могут стать дополнительными механизмами при объяснении этой картины.
Климатические условия, постепенные и/или резкие изменения климатических условий и их влияние на пчел и медоносную растительность в исследуемых регионах и в мировом масштабе должны быть приняты во внимание при проведении дальнейших исследований.
Базы научных данных и наблюдения, сделанные отдельными пчеловодами, а также данные по количеству осадков и числу периодов засух, которые влияют непосредственно на медосбор, должны быть вовлечены в эти исследования с учетом особенностей конкретных регионов. Так, в Азербайджане должно быть принято во внимание, что серая горная кавказская порода имеет самый длинный хоботок по сравнению с другими, не склонна к чрезмерному роению и создает сильные семьи.
Таким образом, исследования показали, что на медопродуктивность пчел более существенно влияют геомагнитные возмущения, чем солнечная активность, в то время как среднее число семей на пасеках зависит от изменений солнечной активности. Относительно небольшие изменения в геомагнитной активности (слабые и умеренные геомагнитные бури при фазах усиления или ослабления 11-летней солнечной активности) оказывают положительное стимулирующее влияние на здоровье пчел, в то время как сильные геомагнитные возмущения, которые, как правило, приходятся на годы солнечного максимума, влияют отрицательно.
Наиболее вероятно, что побуждающее к работе возбуждение пчел происходит через механизм физиологического ответа их на изменения геомагнитного поля (флуктуаций геомагнитного поля) посредством магнитных рецепторов, делающих их более подвижными. Считаем, что медоносные пчелы чувствительны к геомагнитному полю и его изменениям и они управляются этим полем посредством магнетитов, расположенных в их брюшке.
Результаты математического анализа указывают на наличие явных 12- и 6-летних периодичностей в медосборе, скорее всего связанных с вариациями в солнечной и геомагнитной активности.
Методика прогноза медосбора в Азербайджане с учетом влияния космической погоды развита и обоснованна. Прогнозы, данные авторами об ожидаемом низком уровне этого показателя в 2004 и 2005 гг., подтвердились. Наши результаты позволили предсказать постепенное повышение сбора меда, начиная с 2006 г. — это год минимума солнечной активности текущего солнечного цикла №23 и минимума геомагнитной активности. Результаты этих исследований могут быть использованы при планировании развития отрасли.
Авторы выражают глубокую благодарность коллегам из Азербайджана А.Б.Аскерову, А.М.Халилову, Ю.А.Гулиеву и Т.Г.Гаджиеву за предоставление базы данных, обсуждения, консультации и помощь.
Э.С.БАБАЕВ,
Ф.Р.МУСТАФА, П.Н.ШУСТАРЕВ
Шамахинская астрофизическая обсерватория им. Н.Туси,
Национальная академия наук Азербайджана
www.shao.az,