Население Земли приближается к 7 млрд человек, поэтому остро встает вопрос повышения урожайности сельскохозяйственных культур и их сохранения. В дело идут химические удобрения и препараты по борьбе с сорняками и вредителями. Большинство из этих средств, накапливаясь в продуктах питания, попадает в организм человека, приводя к негативным, а порой к необратимым последствиям.
Одним из способов решения данной проблемы стало вмешательство человека в геном растений для придания им новых свойств. Можно получить, например, рапс, в масле которого меньше, чем в обычном, ненасыщенных жирных кислот, виноград без косточек, кофе с незначительным количеством (на 80% меньше) кофеина, рис с увеличенным содержанием β-каротина. Кроме того, можно «заставить» растения производить хотя бы белки, повреждающие хитин вредных насекомых, блокировать развитие вирусов и даже изменять форму, например, превращать обычный картофель в декоративное растение.
В докладе Международного комитета при ООН по пропаганде сельскохозяйственной биотехнологии отмечено, что в мире всего за год (с 2007 по 2008 г.) общая площадь, занятая генетически модифицированными (ГМ) культурами, увеличилась на 9% и составила 125 млн га. Генетическому изменению подвергаются табак, кукуруза, томат, соя, картофель, хлопок, рис, бахчевые, рапс, сахарная свекла, пшеница, клубника, тыква, бананы, капуста, сельдерей, салат и т.д. Генетические модификации изменяют активность генов, естественных для данного организма; вводят дополнительные копии собственных генов; вводят гены от организмов другого вида (трансгенные модификации).
К настоящему времени открыто более 100 генов, способствующих синтезу эндотоксинов, убивающих гусениц вредных насекомых из отряда чешуйчатокрылых (бабочек) или гусениц насекомых отряда жесткокрылых (майских жуков, долгоносиков, светлячков, божьих коровок) без повреждения личинок и имаго насекомых отряда перепончатокрылых, к которым относятся и пчелы. Эти эндотоксины, активируясь в щелочной среде желудочно-кишечного тракта вредителей, вызывают нарушения в ионном обмене и быструю их смерть.
Хотя считается, что такие механизмы отсутствуют в слизистых оболочках кишечника млекопитающих и люди (а также и пчелы) не чувствительны к данным эндотоксинам, но во многих регионах США исчезло почти 90% пчелиных семей. По заявлению главы Немецкой профессиональной федерации пчеловодов, в Германии их число уменьшилось на 25%, а в некоторых землях — даже на 80%. В Швейцарии, по официальным данным, ежегодно исчезает 25% семей, за последние 15 лет их число уменьшилось почти наполовину. Случаи исчезновения пчелиных семей отмечены в Австрии, Испании, Польше. А ведь ученые в бывшем СССР считали, что для надежного опыления нужно иметь не менее 3,5 пчелиной семьи на 1 км2 площади, занятой энтомофильными растениями, в том числе и дикорастущими.
Правда, потери пчел случались и раньше. Однако если тогда они просто умирали, то сейчас покидают свои ульи и не возвращаются. По мнению ученых, общественным насекомым несвойственно покидать матку и расплод или нелетных пчел. По-видимому, пчелы не могут найти обратный путь к дому.
Истинные причины гибели пчел пока неизвестны. В огромный список (пиковая активность клещей варроа, загрязнение пищевых цепочек пестицидами, глобальное потепление, вредное влияние линий электропередач и радиоизлучения мобильных телефонов) включают и загрязнение окружающей среды ГМ-организмами. Специалисты Американского национального исследовательского комитета, созданного для установления причин массового исчезновения пчелиных семей, хотя и констатируют, что в отдельных случаях были отмечены негативные последствия от Bt-трансгенов, но это не относится к пчелам. Экологи, наоборот, подозревают, что трансгенные растения могут быть основной причиной гибели пчел. В любом случае пострадавшие пчелы отличаются ослаблением иммунной системы, из-за чего эту болезнь иногда сравнивают со СПИДом.
Самое большое подозрение вызывают сорта кукурузы и хлопка, содержащие гены токсинов грунтовой бактерии Bacillus thuringiensis (Bt), которыми в США заняты значительные площади. По результатам исследований, проведенных в Греции, отмечено сокращение потребления пищи пчелами вследствие действия Bt-токсинов. Однако при этом не исключено, что такие разлады в питании пчел могут иметь сезонный характер.
В Университете г. Йена (Германия) установили, что пчелы, получавшие пыльцу Bt-кукурузы, проявляют повышенную восприимчивость к некоторым паразитам. При повторных исследованиях было замечено, что такая пыльца не имеет хронического токсичного влияния на здоровые пчелиные семьи. Но число фактов, подтверждающих, что трансгенные культуры отрицательно воздействуют на полезных насекомых, в том числе и на пчел, растет.
Генетическое загрязнение из-за переноса насекомыми пыльцы с трансгенных растений на нормальные постоянно увеличивается. Ведь пчелы в поисках пищи не различают, естественное это растение или генетически измененное.
Британские ученые также считают, что трансгены могут нанести ущерб пчеловодству. Компания BASF (Великобритания) не смогла провести полевые исследования по внедрению устойчивого к фитофторозу ГМ-картофеля из-за протестов местных пчеловодов, опасающихся, что трансгенный генетический материал может попасть в мед. В результате пчеловодный бизнес может оказаться под угрозой, поскольку его продукцию постоянно проверяют на трансгены. Во Франции, например, запрещено выращивать ГМ-подсолнечник.
Уже отмечалось, что в ГМ-растениях могут присутствовать гербицидный и инсектицидный гены. Они, согласно исследованиям немецких ученых, передаются бактериям в кишечнике нелетных пчел, не покидающих улей. То, что вирусы передают гены одного организма другому, привело к открытию «противоестественной двери» между биологическими видами, через которую могут передаваться гены.
В США насчитывается 130 ГМ-культур, при возделывании которых можно без вреда для них применять большое количество гербицидов. Среди растений, содержащих инсектицидные гены, есть и привлекательные для пчел.
У этой проблемы есть и другая сторона. Один пожилой канадский фермер с горечью сетовал, что примерно 15 лет назад уговорами, подкупом властей, давлением через банки его заставили возделывать ГМ-растения, в том числе и пшеницу. Особенность этих культур состоит в том, что на следующий год их семена не прорастают. Фермерам приходится вновь обращаться к производителям ГМ-организмов за новыми генетически измененными семенами. В случае отказа начинаются серьезные проблемы со сбытом продукции, приобретением сельхозтехники и средств защиты растений, получением кредитов.
Наиболее тщательно маскируемая цель так называемой «зеленой революции» — устранение независимых конкурентов. В ход идут все средства. Например, в Шотландии группой судей и адвокатов были полностью разорены фермеры, осмелившиеся сажать обычный семенной картофель.
Известный немецкий химический концерн Hoechst настойчиво добивается разрешения выращивать в четырех землях ФРГ кукурузу и рапс с генами, измененными так, чтобы растения не реагировали на производимый этим же концерном «всеобщий» гербицид, уничтожающий всякую растительность. В результате упрощается борьба с сорняками и, следовательно, уменьшается стоимость продукции. В связи с этим в судах Баварии рассматривается около 20 тыс. протестов пчеловодов из мест предполагаемых испытаний. На сопредельных с Баварией территориях пчеловоды опасаются, что не смогут сбыть свой мед. Ведь в нем всегда находится пыльца, и невозможно уберечь продукт от попадания в него пыльцы с ГМ-растений. В то же время Генеральное бюро здравоохранения ФРГ добивается разрешения на торговлю пищевыми продуктами, содержащими добавки, полученные от ГМ-растений. Судя по всему, это будет касаться и меда. Представитель фракции «зеленых» в Баварском парламенте считает, что возделывание ГМ-растений может стать опасным для пчеловодов не только Баварии, но и соседних земель.
Подготовил В.ЕФИМОВ