Варроатоз присутствует у нас с начала 80-х годов прошлого века. В отличие от многих других стран, у нас ему сразу же было уделено особое внимание. Все, а не только пчеловодная общественность, имели возможности ознакомиться не только с биологией этого враждебного для наших пчел паразита, но и со способами профилактики и борьбы с ним.
Обычно в октябре всё начинается с диагностического окуривания «Тактиком», который содержит действующие вещества «амитраз», как и современный «Varidol». После этой обработки должен был следовать отбор осыпи (мусора) и лабораторные исследования этих образцов. В случае положительных результатов такой диагностики, должна была проводиться третья лечебная обработка. Еще до получения результатов из лабораторий была установлена необходимость вторичного окуривания.
Таким образом, была открыта наша систематическая борьба с варроатозом. В действительности, он не был и не мог быть полностью искоренен. Пчелы всегда и всюду летают, существуют дико живущие пчелы и, главное, они не знают границ между государствами. Однако распространение заразы, благодаря простым обязательным ветеринарным обработкам, заметно уменьшилось, и мы получили время на разработку дальнейших способов профилактики и лечения. Здесь нужно напомнить, что большую часть работ на этом этапе борьбы с варроатозом провел Научно-исследовательский институт и особенно V. Vesely. Особенно его высокая квалификация, трудолюбие и способность тактично объединять усилия государственных органов и пчеловодов были для всех нас не только своеобразным примером, но и поводом для размышлений.
Варроатоз является, к несчастью, переносчиком других заболеваний, в том числе, вирусных, причем клещ является не только хранителем, но и активным участником этого процесса.
Существует большая зарубежная статистика, что имеют место постоянные отходы семей в таких же климатических и географических условиях, как и у нас, когда постоянно погибает 20-30% семей, а иногда и больше. Пчеловоды же считают положение еще хуже. Но ошибается и хорошо организованная и всеми постоянно проводимая система противоварроатозных обработок. Следует признаться, и мы это имеем, что достаточно напуганные просвещением, сначала соблюдали эти меры без особых проблем. В настоящее время все беспорядки, что происходит около нас, подспудно влияют на поведение молодых и некоторых старых пчеловодов. Варроатоз распространяется по всей республике, присутствует все время во всех отделения Союза чешских пчеловодов. Присутствует практически на всех пасеках, но масштаб заклещеванности отличается не только в отдельных семьях, но меняется и в течение года.
Кроме диагностического окуривания в октябре бывает необходимо последующее обязательное исследование зимней осыпи в феврале. Основное предзимнее лечение с помощью фумигации бывает дополнено аэрозольной обработкой и дополнительным весенним натиранием расплода, а также последующим лечением муравьиной кислотой, возможно препаратами на основе тимола. Большой популярностью, особенно из-за легкости применения в семьях и продолжительного действия, пользуется препарат “Gabon”. Однако сложнее было с последующим удалением его полосок из ульев. Это уже зависило исключительно от каждого пчеловода. При этом начало проявляться приобретение устойчивости клеша против действующих веществ, содержащихся в нем.
Лечение варроатоза стало трудоемким, требовало больше времени и денег. Но мы, пчеловоды, обладаем опытом и знаниями. Развитие варроатоза определяем с помощью мониторинга летней естественной осыпи клеща на поддоне и определяем точно преобладание и его количество на пчелах. Способы были многократно и подробно описаны в специальных журналах, и специалисты проводили объяснения на специальных пчеловодных собраниях. Однако они не слишком привились. Распространенной организационной ошибкой системы было не только установление моментального состояния инфекции, но и, главное, в зависимости от полученных результатов безотлагательное, тщательное проведение необходимых мероприятий. Не только у отдельного пчеловода, но и в полном масштабе, необходимом для достижения поставленной цели. Отдельные усилия по внедрению этой системы скорее исключение. В этой области нам есть что совершенствовать.
Прошедшей весной мы, пчеловодная общественность, в связи с необычной погодой еще раз убедились, что в течение лета можно ожидать повышения количества клещей в семьях до уровня, который может угрожать прежде всего генерации зимних пчел. В течение июля некоторые наблюдения и предположения подтвердились сообщениями ответственными функционерами и отдельными пчеловодами. Поэтому Союз пчеловодов Чехии не только на своем сайте, но и непосредственно через главные органы обратил внимание на тяжесть ситуации и призвал к проведению таких обработок, чтобы не упустить возможности исправления неблагоприятного состояния. Ведь последствия недооценки варроатоза известны нам из зимы 2007-2008 гг.
О том, как наши функционеры и отдельные матководы безупречно сохранили пчел, и как это все произошло, было бы необходимо поговорить в следующих номерах журнала и на местных совещаниях функционеров. Из сравнений и ценности знаний можно будет получить новый и ценный опыт на дальнейшее.
Jan Krabec
Včelařstvi № 9/14
Пер. с чешк. В. Ефимов