Есть несколько способов продать мед. Причем, для каждого способа существует своя продажная цена. Самый быстрый способ – это продать его заготовительным организациям или перекупщикам. Разумеется, закупочная цена при этом не постоянна и она значительно ниже мировых цен, по которым крупные оптовики продают его своим торговым партнерам. Правда, в иные годы закупочная цена бывает вполне приемлемая. Так, например, в прошлом году в заготовительных пунктах цена на рапсовый мед составляла почти 70 Kč/кг , но это случается примерно раз в 5 лет.
К сожалению, эта цена не всегда бывает такая. Часто цена падает ниже экономически целесообразного уровня, так что этот способ реализации меду экономически невыгоден. Когда закупочная цена на мед падает ниже 30 Kč/кг, то пасека себя не окупает, и хозяйство приходится ликвидировать.
Чтобы избежать этого неутешительного состояния, начинать надо с фасовки, и предлагать потребителю мед в мелкой розничной таре, например, в прозрачных стеклянных банках. В этом случае есть возможность требовать такую цену, какую вы считаете достойной, и никто вам не может помешать в этом. Хотя этот способ реализации меду распространяется год от года все шире, некоторые пчеловоды все еще не понимают принципов формирования цены. Чаще всего они смотрят на цену меда у соседа, придерживаясь при этом принципа: «хоть на крону, но дешевле». Это довольно распространенный принцип, который, к сожалению, недостаточно хорош в долгосрочной перспективе, хотя с ним нельзя не считаться в условиях стратегии нашей торговли. Этот принцип может работать, если для примера представить себе существование всего одной автозаправочной станции при полном отсутствии других. Но поскольку так не бывает, и быть не может, этот путь для наших пчеловодов невозможен.
Каждый пчеловод должен хорошо продумать, на каких принципах вести и развивать свою пасеку. Для этого нужно знать, в каких условиях получается мед, в какой упаковке и в какой фасовке его лучше предлагать, какие нужно иметь приспособления и устройства, какая вспомогательная площадь нужна для этого. Нужно уяснить себе пути достижения проставленных целей. Ведь для развития любого производства, в том числе и пчеловодства, нужны деньги. В осуществлении этих планов пчеловоду может помочь выгодная цена на продаваемый мед и низкая его себестоимость. Пока пчеловод будет пользоваться старой 3-рамочной медогонкой с ручным приводом, и мириться с лишними нерациональными трудозатратами – дискутировать на эту тему бесполезно.
Современные технологии проникают и в сферу пчеловодства. Существуют целые линии по откачке меду, автоматические пасторизаторы и дозаторы для фасовки меду в тару разной емкости, устройства для распечатывания медовых сотов и т.п.
Это, разумеется, предъявляет огромные требования к финансовому обеспечению – и не только для приобретения соответствующей техники, но и для размещения этого оборудования (нужны инвестиции и на строительство). Поэтому при продаже меду нужно учитывать и эти запланированные накладные расходы, чтобы не топтаться на месте, а двигаться вперед хотя бы небольшими шагами.
Kamil Kurtin
Včelařstvi №2/11
Пер. с чешск. В. Ефимов

Эффективность многократного посещения цв…
апр 1, 2024
Искусственные корма
нояб 17, 2018
Экспертиза качества меда…
нояб 5, 2015
Новое в оценке состояния жирового тела п…
авг 27, 2015
Неэффективность роевой системы пчеловодс…
окт 21, 2019
Грани пчеловодной культуры…
фев 1, 2018
Связанная вода в теле пчел и зимостойкос…
дек 4, 2015
Интродукция медоносных растений…
фев 28, 2015
Важный фактор зимовки
фев 6, 2015
Медонос донник белый
июнь 18, 2014
Вятским пчеловодам угрожает европейский …
дек 3, 2014
Наблюдение подтвердилось…
окт 2, 2014
Влияние стационарных источников экотокси…
нояб 26, 2016
Пленка вместо бочки
фев 25, 2016
Устройство для оснащения рамок…
янв 3, 2017