Статью инженера-исследователя А.Д.Гусева в журнале «Пчеловодство» №6 за 2002 г. «Биорезонансные технологии в пчеловодстве» можно смело назвать резонансной. До того как ее прочел, никогда не задумывался над затронутой автором проблемой. В нашем степном регионе двухсотлетние сосны, думаю, не росли никогда. А вот пчелы были всегда.
Занимаюсь пчеловодством двадцать лет. Моя пасека — 150 продуктивных семей плюс отводки и запасные матки. Ульи многокорпусные. Медосборы колеблются от 30 до 80 кг на семью в зависимости от сезона, не считая зимних кормовых запасов. От подкормок давно отказался.
Я благодарю А.Д.Гусева за термодендрограмму (ТДГ) живого организма дерева сосны обыкновенной. Для меня это интересная и важная информация. Интересно также то, что зависимость внутренней температуры воздуха от наружной в старой крестьянской избе с толстыми глинобитными стенами, которая не отапливается, почти совпадает с ТДГ сосны. Такая изба используется на одной моей пасеке как подсобное помещение.
Биорезонансные технологии в пчеловодстве — нужны ли они? Есть ли смысл повторять условия жизни в дупле для пчел, живущих в современных ульях? Ведь человек не хочет возвращаться к пещерным условиям жизни наших предков.
Произведем расчет необходимого количества корма зимующих семей в Московской области. Минимальное количество корма для зимовки семьи в дупле двухсотлетней сосны равно 8,6 кг. Так как в ТДГ не указаны наружные температуры воздуха, кроме двух (в январе и июле), расчет потребления корма G с достаточной точностью можно выполнить по формуле
где 0,93 t1 — средняя температура января; по ТДГ она равна — 20°С. Тогда в улье из деловой древесины семье потребовалось бы 23,2 кг меда. Согласно тем же расчетам минимальный расход корма семьей в улье из деловой древесины, но в зимовнике равен 4,2 кг (при температуре 8°С). Такой расход корма почти совпадает с имеющимися данными, и он равен 4,5 кг (С.А.Розов, А.Ф.Губин и др., 1948).
При высокотемпературной зимовке по А.Д.Комиссару, которую я проводил у себя в мастерской (при 15–25°С) в течение нескольких лет, расход составлял не более 200–300 г независимо от наружной температуры воздуха. Это были запасные матки в сопровождении 100–200 г пчел. Зимовка была очень хорошая, несмотря на полное игнорирование принципа зимнего покоя. В дупле такая семейка не перезимует.
Весной ранние отводки, сделанные с этими матками, не отличались по продуктивности от зимовалых на воле семей. Если опаздывал с отбором маток, то с появлением пыльцы начиналось бурное развитие семеек и ограничивалось оно только количеством меда и объемом нуклеуса. (Хочу предупредить пчеловодов-любителей, что высокотемпературная зимовка эффективна только при выполнении всех технологических требований, а они очень просты, но их надо знать.)
За счет плохого прогрева сосны (согласно ТДГ) весеннее наращивание в дупле будет значительно медленнее, чем в улье. Не говоря уже об ульях с электроподогревом или обогреваемых павильонах. В дупле семья живет ограниченное время. С каждым годом соты стареют и наступает момент, когда они становятся не пригодны для пчел. Семьи или слетают, или погибают. Затем восковая моль, другие обитатели леса очищают дупло. В ульях же соты всегда светлые. Условия хорошие и гибель семьи — случайность. Так кто же убийца? Улей или дупло?
Поэтому напрашивается вывод: дупло двухсотлетней сосны — неплохое жилище для пчел, однако далеко не идеальное, как это многие считают. А пчеловодам не следует его копировать. Получить как можно больше продуктов пчеловодства при наименьших затратах труда реально только в современных рамочных ульях из деловой древесины. Улей Прокоповича — одно из первых звеньев в цепи повышения производительности труда в пчеловодстве. Самые лучшие результаты получены при ведении пчел в ульях Лангстрота и в многокорпусных. Трудно получить лучшие результаты (более 10 т на одного работающего пчеловода), работая с ульями другой системы, не говоря уже о бортях.
На Украине некоторые пчеловоды применяют ульи М.Поливоды. Используемую в них нестроганую древесину трудно назвать «деловой». Толщина стенок 22 мм, утепление отсутствует. Есть особенности технологии ухода. Результат очень хорош: высокая производительность труда, низкая себестоимость продукции.
На моей пасеке ульи восьмирамочные. Продуктивность семей пчел в ульях с десятирамочными корпусами выше, чем с восьмирамочными, хотя восьмирамочные по геометрическому размеру ближе к дуплу. Толщина стенок улья с учетом всех плюсов и минусов 22 мм. Они изготовлены из строганой доски, вываренной в парафине при 140–150°С.
В.МАТЮШЕНКО
Украина, г. Никополь