В настоящее время при аскосферозе и других инфекционных заболеваниях расплода в комплекс мероприятий по оздоровлению семей входит выбраковка сотов с большим количеством погибших личинок, перегон пчел на вощину; обязательна дезинфекция, так как терапевтический эффект от применения лечебных препаратов без одновременной дезинфекции кратковременен или снижен (Л.Ф.Соловьева, 2000; Н.М.Столбов, 2001). К сожалению, пчеловоды негативно относятся к удалению из гнезда пораженного расплода, так как это ослабляет семью. Они обрабатывают его фунгицидами, не получая должного эффекта. Широко не применяется и дезинфекция сотов.
Одна из причин недооценки санитарных мероприятий — недостаток данных об эффективности терапии семей при аскосферозе в результате применения только санитарных мероприятий без использования лекарственных средств.
Для определения эффективности перегона пчел при аскосферозе на продезинфицированные соты и вощину на пасеке ОАО АФ «Большевик» Нижнетавдинского района Тюменской области (в течение ряда лет неблагополучной по этому заболеванию) сформировали две группы пчелиных семей. Диагноз заболевания ставили по наличию клинических признаков с подтверждением микробиологическими исследованиями. Пораженность семей определяли по числу мумифицированных личинок из расчета на один сот с расплодом: сильная степень поражения — более 50, средняя — 10–50 и слабая — менее 10. В первую группу включили три семьи с сильной и одну — со средней степенью поражения; во вторую — две семьи с сильной и две — со средней степенью поражения.
Перед перегоном провели дезинфекцию. Ульи и рамки обеззараживали огнем паяльной лампы. Соты дезинфицировали дезраствором, содержащим 10% перекиси водорода и 0,5% уксусной кислоты при экспозиции 4 ч. Семьи первой группы перегнали на продезинфицированные соты и вощину. Семьи второй группы никаким лечебно-профилактическим мерам не подвергали.
Перегон семей провели 17 июня. Новое гнездо комплектовали продезинфицированными сотами и рамками с вощиной, число которых соответствовало силе семьи.
В период проведения исследований отмечался поддерживающий взяток. Товарный медосбор в связи с засушливой погодой пришелся на первые числа августа (начало цветения подсолнечника).
При первом осмотре, проведенном через 17 дней после перегона (4 июля), когда в семьях первой группы уже был запечатанный расплод, выявили, что пораженность его резко уменьшилась. В дальнейшем в одной из этих семей клиники аскосфероза не обнаруживали, в двух семьях отмечена слабая пораженность и в одной — сильная пораженность. В семьях второй группы пораженность аскосферозом к 4 июля существенно не изменилась (табл.).
В июле три из четырех семей второй группы роились. С появлением расплода от молодой матки в них вновь находили большое число мумифицированных личинок. Следовательно, создание безрасплодного периода в процессе роения, при котором в гнезде оставались инфицированные соты, не способствовало оздоровлению семей от аскосфероза.
Перегон пчел на продезинфицированные соты и вощину в большинстве случаев способствовал частичному и даже полному оздоровлению семей от аскосфероза. Однако полученный эффект не исключает повторного развития заболевания в отдельных семьях после перегона, что говорит об их низкой устойчивости к заболеванию и целесообразности выбраковки.
Проведенные исследования подчеркивают значимость удаления пораженного расплода и инфицированных сотов из гнезда в борьбе с заболеванием, а также возможность оздоровления пасеки от аскосфероза благодаря санитарным мероприятиям в сочетании с отбором устойчивых к заболеванию семей и выбраковкой не поддающихся лечению.
О.А.МОДИН, Н.Н.ВАСЬКОВА,
В.Н.ХАРИТОНОВ*
Всероссийский научно-исследовательский институт
ветеринарной энтомологии
и арахнологии, г. Тюмень,
*ОАО АФ «Большевик»