Давно отмечено, что пчелам различных пород присущи разные трофические связи. Большинство исследователей связывают флороспециализацию и флоромиграцию с условиями цветения и разнообразием медоносных растений регионов, в которых исторически формировались пчелы. Среди мелких групп медоносной пчелы, популяций и линий при сборе нектара выявлены генетически детерминированные отличия как с помощью пыльцевого анализа собранного меда (Н.Н.Харитонов, 2001), так и с помощью анализа содержимого медовых зобиков возвращающихся в гнездо пчел-сборщиц (Н.В.Авдеев, А.В.Петухов, 2004).
При переработке нектара медоносная пчела вносит ферменты, участвующие в процессе созревания меда и являющиеся факторами неспецифического иммунитета (лизоцим, глюкозооксидаза), передаваемого последующим поколениям. Насыщение нектара ферментами зависит от интенсивности медосбора, силы, возрастного состава и физиологического состояния пчелиной семьи. При обильном медосборе резерв секреторных веществ пчел-приемщиц истощается и их содержание в меду уменьшается. Выявлены генетически обусловленные отличия в секреторной активности гипофарингеальных желез разных линий приокских пчел (Н.Н.Харитонов, 2001). Мед, собранный пчелами разных видов рода Apis, имеет достоверные отличия в содержании вносимых ими ферментов. Можно предположить, что их естественные популяции, исторически адаптированные к использованию короткого и бурного взятка, способны выделять бульшее количество секреторных веществ.
Четыре равные по силе, возрастному составу и биологическому состоянию семьи пчел красновишерского, уинского экотипов (соответственно север и юг Пермского края; А.В.Петухов, А.И.Шураков и др., 1996), Сабинского района Татарстана и межлинейный гибрид внутрипородного типа «Приокский» разместили на пасеке УНБ «Предуралье» Пермского госуниверситета. Для проведения исследований вырезали запечатанный мед из магазинных рамок, одновременно поставленных в разгар медосбора.
Процентное содержание пыльцевых зерен вычисляли в двух параллелях (W.Ohe, L.P.Oddo и др., 2004) при учете по 500 зерен. Их идентификацию проводили с помощью специальных справочников (А.Н.Бурмистров, В.А.Никитина, 1990; DAl.G.Ricciadelli, 1998) и собственных эталонных препаратов. По результатам пыльцевого анализа выявляли в меду долю нектара определенного ботанического происхождения с помощью пыльцевых коэффициентов (DAl.G.Ricciardelli, 1997; R.Sawyer, 1988). Показателем степени переработки пчелами меда служил пролин, концентрация которого коррелирует с количеством секреторных веществ, вносимых пчелой (W.Ohe, J.H.Dustmann, K.Ohe, 1991), и активностью глюкозооксидазы, фермента, вырабатываемого глоточными железами. Определение содержания пролина проводили согласно «Гармонизированным методам Европейской комиссии по меду» (S.Bogdanov, P.Martin, C.Lullmann, 1997), а глюкозооксидазной активности — по White (J.W.Jr.White, M.H.Subers, A.I.Scheparts, 1963).
Исследованиями установлено, что наиболее различаются образцы меда пчел красновишерского экотипа и породного типа «Приокский», имеющие достоверные отличия как при использовании установленных метрологических характеристик по ряду отдельных видов (Р>99,0%), так и при общем распределении содержания пыльцевых зерен (Р>99,0%). Между образцами меда пчел Сабинского района Татарстана и уинского экотипа не обнаружено достоверной разницы. Однако есть некоторые достоверные отличия от медов красновишерского экотипа и породного типа «Приокский».
Поскольку в зависимости от вида растения удельное содержание пыльцевых зерен в нектаре может увеличиваться или уменьшаться, полученные результаты нуждаются в интерпретации. Перевод результатов пыльцевого анализа в эквивалентное содержание нектара показывает, что во всех образцах меда преобладал нектар липы мелколистной (от 70% у приокских пчел до 85% у пчел красновишерского экотипа). Содержание нектара представителей зонтичных составило соответственно 19 и 6%. Третий важный источник нектара — общий для всех пчел: василек луговой (3–7%). Для пчел Сабинского района Татарстана и уинского экотипа характерна существенная доля нектара (3–4%) с душицы обыкновенной. Содержание нектара других видов, в том числе донника лекарственного, в образцах не превышало 1%.
Выявлено достоверное различие (Р>99,0%) в активности глюкозооксидазы образцов меда пчел приокского породного типа и красновишерского экотипа, что может быть обусловлено только разной степенью насыщения меда секретом гипофарингеальных желез.
Концентрацию пролина, несмотря на высокую точность результатов анализа, не всегда напрямую можно рассматривать в качестве критерия переработанности меда пчелами, поскольку его высокое содержание иногда обусловлено примесью пади. (Количество пролина в падевых медах на порядок больше, чем в цветочных, Д.Динков, 2001.)
В целом в образцах меда пчел Пермского края отмечаются более высокие содержание пролина и активность глюкозооксидазы. У пчел разных групп даже в пределах одной породы отмечаются существенные различия трофических связей. Сходная флороспециализация обнаруживается и у групп пчел, сформированных в близких геоботанических условиях.
Насыщение нектара секретом гипофарингеальных желез пчел разного генетического происхождения при прочих равных условиях происходит в разной степени. Северные естественные популяции медоносной пчелы, приспособленные к использованию короткого и бурного взятка, выделяют большее количество ферментов.
Н.В.АВДЕЕВ,
М.М.НУЙКИНА
Государственный педагогический университет,
Государственный университет, г. Пермь