Предполагалось, что предоставление права на наименование места происхождения товара в России будет способствовать сокращению оборота фальсифицированной продукции и предупреждению обмана потребителей. Однако несовершенное законодательство и подзаконные акты, принципиально отличающиеся от аналогичных законодательных актов ЕС, оставляют достаточно лазеек для фальсификации меда со стороны обладателя такого права.
Охрана географического происхождения меда продиктована необходимостью воспрепятствовать возможной фальсификации продукта, выделяющегося особыми свойствами из ряда аналогичных. Мед отличается от других продуктов прежде всего наличием огромного числа производителей-пчеловодов. Интересно рассмотреть, как учитываются их интересы при охране географического происхождения меда в ЕС и России.
В ЕС различают два вида охраняемых географических понятий. Географическое обозначение происхождения (Protected designation of origin — PDO) подразумевает название региона, используемое для наименования продукта, производимого только в этом регионе. Причем качественные характеристики продукта должны быть обусловлены исключительно или существенным образом специфической окружающей средой географического региона с присущими ему природными и людскими факторами. Получать, обрабатывать и приготовлять продукт необходимо в указанном регионе. Охраняемое географическое указание (Protected geographical indication — PGI) в основном базируется на признанной репутации данного продукта. Он позволяет, чтобы только один из процессов получения, обработки или приготовления продукта осуществлялся в названном регионе.
Право на наименование места происхождения товара в России регулируется Гражданским кодексом (ГК) РФ и применяется в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе его отчуждением или предоставлением другому лицу права использования этого наименования, не допускается.
В ГК РФ нет указания на то, где и кем должны осуществляться различные стадии обработки продукта. Например, если мед был собран обладателем исключительного права на наименование места происхождения, то должен ли он разливать продукт в потребительскую тару в означенном регионе или можно продать мед в транспортной таре, а покупатель произведет розлив? Но если покупатель является третьим лицом, то он не имеет права использовать защищенное наименование места происхождения. Таким образом, в отличие от правил ЕС в ГК РФ не дано четкое определение защищаемого продукта.
По состоянию на 10 февраля 2010 г. в ЕС зарегистрированы 15 охраняемых географических обозначений происхождения меда (PDO) и 4 охраняемых географических указания (PGI). В Португалии зарегистрировано 9 PDO, во Франции и Испании — по 2, в Италии и Люксембурге — по 1 PDO; во Франции — 2 PGI , в Испании и Польше — по 1. В России выдано только одно свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара — Государственному учреждению Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии на продукт «Башкирский мед».
Поскольку ГК РФ, определяющему право на использование наименования места происхождения товара, больше соответствует PDO, рассмотрим именно эту категорию. В ЕС на право пользования наименованием места происхождения может претендовать только группа производителей, работающих с одним продуктом. Под группой понимается какая-либо ассоциация производителей независимо от юридической формы. Все прочие заинтересованные стороны имеют право быть участниками группы. Физическое или отдельное юридическое лицо может рассматриваться в качестве заявителя, если оно — единственный производитель в рассматриваемом регионе.
Е.Ю.БАЛАШОВА, А.С.ФАРАМАЗЯН
ООО «Аналитический центр Апис»