Кормовая база пчеловодства - основной фактор, от которого зависит все благополучие пасеки. Если медоносные растения отсутствуют или их мало, то ни улей Лупанова, ни круглый улей Лужкова, ни улей Роже Делона ни другие сверххитрые ульи не помогут. Это возможно, но не всегда.
Сколько бывает разочарований, когда пчеловод расположил пасеку рядом с большим массивом сильного медоноса, а товарного меда не получил! Я за 59 лет работы с пчелами 18 лет изучал 78 видов медоносных растений на полях Кемеровской государственной сельскохозяйственной опытной станции, побывал на пасеках Горной Шории Республики Алтай, в Кулундинской и Барабинских степях, в районе Васюганских болот, в Мариинской и Барзаской тайге и во многих других пчеловодных районах. Возможно, мои наблюдения помогут пчеловодам в практической работе, а молодой смене ученых - открыть секреты, которые нам не удалось раскрыть.
Начну с основного медоноса, то есть липы мелколистной (Tilia cordata). Это красивое ценное дерево человек с далеких времен использует для украшения парков, церквей, монастырей, улиц городов. По красоте и нежности липа стоит выше чинары, клена платановидного, каштана, ильмов. Ее массивы в лесах всегда отличаются своеобразной радостной красотой. Но, к сожалению, это растение безжалостно вырубают, дерут лыко для различных хозяйственных нужд Площади под липой постоянно сокращаются в европейской части России, Башкирии и на Дальнем Востоке. Может быть, люди все же одумаются и прекратят без нужды вырубать это ценное и прекрасное дерево?
В литературе по пчеловодству указано, что 1 га липового леса дает 1000 кг нектара (тонну!) меда. М.М.Глухов в своей книге "Медоносные растения" пишет, что одно 100-летнее дерево липы выделяет меда столько же, сколько 1 га гречихи.
Свою работу с пчелами я начинал на юге Тамбовской области, где произрастали 100-300-летние липы. Когда они цвели, то более прекрасного уголка на земле не было! В кронах гудели пчелы, воздух был напоен ароматом липы, из летка шел медовый запах. Такие дни незабываемы! Медосборы до 100 кг на пчелиную семью!
Через много лет, в 1979 г., я вновь посетил эти места, но вместо вековых лип остались одни пни, вместо домов - развалины - картина печальнее заброшенного кладбища.
А вот под Москвой липа нас медосбором не баловала. В 1953 г. в Барыбино в старинном саду прекрасно цвели липы, но меда не было! Долго мы ходили с профессором А.Ф.Губиным от дерева к дереву, следили за работой пчел, в бинокль: до самой верхушки, хорошо были видны цветки, однако пчел на них было очень мало! Цвели 100-летние деревья обильно, а меда не было! Его в тот год мы взяли только с гречихи.
В 1951 г. я повез свою пасеку на медосбор с липы в Подольский район. Деревья были нестарые, около 50 лет, но взяток был хорошим. Для опыта ежедневно взвешивал 40 пчелиных семей, самый большой привес в день был 1,8 кг.
Серьезные наблюдения на Дальнем Востоке провели В.Смирнов и В.Пельменев. В этом крае произрастает три вида липы: липа амурская Tilia amurensis Rupr, которая выделяет до 1000 кг нектара с 1 га; липа маньчжурская Tilia mandschurica Rupr et Maxim - 680-900 кг; липа Таке (Комарова) Tilia Taquetii Scheid - 900-1000 кг с 1 га.
Как известно, один вид липы цветет 10-14 дней, поэтому взяток с нее короткий и бурный. На Дальнем Востоке все три вида цветут по очереди, в результате медосбор длится целый месяц. По утверждению В.Смирнова, к массиву липы можно подвозить до 1000 пчелиных семей и все они могут собрать свыше 100 кг меда. М.М.Глухов приводит показания контрольного улья - 33 кг. Многие крупные пасеки (150-200 семей) получали на семью по 214 кг меда. Но такие удачные годы бывают редко. Пасека может собрать в один год рекордный медовый урожай, а на следующий год ей едва хватит на прокорм. Как правило, липа после обильного цветения и выделения нектара на следующий год отдыхает. Однако и после отдыха она часто нектара не выделяет.
В чем же причина? Ученые бывшей Дальневосточной опытной станции пчеловодства пытались установить ее. Они искали способ прогнозировать медосбор с липы. Один способ прогноза разработал Васьковский. В опыте у него получилось. Однако когда он сделал прогноз об удачном медосборе с липы для конкретного года и пчеловоды вывезли пчел на цветущий массив, взятка не было!
Молодому поколению ученых есть над чем работать, они должны найти надежный способ прогнозирования медосборов с липы.
Самая большая загадка в ботанике: почему один и тот же вид растения в европейской части имеет сильный аромат, а за Уралом вплоть до Сахалина слабый? Следует отметить, что и меды, собранные с липы в разной местности, резко отличаются друг от друга. Мне пришлось пробовать липовый мед Тамбовщины, Подмосковья, Башкирии, Дальнего Востока и наш горно-шорский. Каждый вкусен по-своему. Я не решаюсь назвать среди них лучший! Хорошо иметь их все и периодически менять, тогда они всегда будут вкусными и восхитительными, поскольку один сорт меда приедается. Однако липовый мед Горной Шории особенно хорош, незря его поставляли к царскому столу!
Во время моей работы на Кемеровской государственной сельскохозяйственной опытной станции в липовой зоне Горной Шории было семь пасек. В 1954 г. липовый лес дал обильную массу пади - ее привесы в день доходили до 11 кг.
В 1958 г. был прекрасный медосбор с липы, контрольный улей показывал по 13 кг в день. Таких медосборов не было до 1967 г., а в 2000 г. липа вновь обеспечила пчел прекрасным взятком.
Из рощи в липовой зоне Горной Шории взяли семена и вырастили саженцы. Ими обсадили улицы Новосибирска, весь Академгородок, поселок Садовый. Сейчас это уже крупные деревья. В поселке Садовый деревьев липы в возрасте свыше 40 лет столько, что они могли бы обеспечить взятком пасеку в 200-300 семей. Но при их обильном цветении и наличии всех остальных положительных факторов для выделения нектара (тепло, влажность, отсутствие ветров) пчелы тем не менее цветки не посещают. Мои наблюдения в течение 27 лет показали, что в поселке Садовый за этот период пчелы липового меда никогда не собирали.
В 2000 г. на территории общества "Восток" я содержал одну пчелиную семью, у других любителей было больше. Рядом у соседа растет липа 50-летнего возраста, а в 200 м от нее еще одна - это потомки Tilia sibirika. Моя пчелиная семья собрала целый магазин прекрасного липового меда!
Я считаю, липа не выделяет нектар в том случае, если за месяц до ее цветения стояли холода и были заморозки. Но эти мои наблюдения и предположения требуют проверки.
Еще один ценный и интересный медонос Сибири - желтая акация. Научное название ее чилига желтая или карагана черная (Caragana sibirica). Родина ее - юг Западной Сибири. Семена этого растения в 1758 г. были завезены в европейскую часть, где желтая акация нашла вторую Родину! Растение само по себе ценное, оно используется для оформления парков, улиц, лесополос для защиты садов. Древесина ее крепкая, идет на многие изделия.
На Западном Алтае (Восточно-Казахстанская область) желтая акация является сильнейшим медоносом. Мед с нее прозрачный, как вода, а когда засахарится, то становится белым. Аромат меда нежный, приятный. Пчелы на таком корме зимуют идеально. Но и это растение задает загадки.
На юге Западной Сибири, Восточном Алтае - Горная Шория, откуда родом желтая акация, заросли ее очень значительны, но пчеловоды на нее не рассчитывают. Дело в том, что во время цветения всегда бывают заморозки, которые убивают цветки. На наших пасеках в Горной Шории мы получаем товарный мед с желтой акации в пять лет один раз.
Интересно другое. Мы с 1964 по 1974 г. кочевали в Барзаскую тайгу. Это примерно 350-400 км от Горной Шории. Здесь растения всегда распускают листья на две недели позднее, чем в Горной Шории, и акация зацветает на две недели позднее. Но здесь нет лучшего медоноса, чем она. В течение 10 лет акация ежегодно обеспечивает пчел бурным взятком! В 1967 г. максимальный привес в день был 16,7 кг, и за 10 дней цветения этого растения сумма привесов контрольного улья составила 62,2 кг. Рекорд суточного привеса повторился в 1970 г., в остальные года в день пчелы собирали максимум по 10,6-11,0 кг.
Только в 1973 г. медосбора с акации не было. Дело в том, что сезон 1972 г. был очень дождливым и холодным, и акация не заложила плодовых почек, поэтому в 1973 г. она дала богатую листву, но без цветков. Уже в 1974 г. отдохнувшие растения обильно выделяли нектар. У нас стояло 10 ульев на весах, в среднем они показали максимальный привес (13 июня) 8 кг, то есть 10 семей за день собрали 80 кг. Пчеловодам можно посоветовать собирать семена желтой акации в стадии восковой спелости, а не ждать их полного вызревания. На солнце семена дозревают и бобы будут трескаться и высыпать семена. Акацию можно сеять сеялкой с глубиной заделки семян 3-4 см. Междурядья 1-1,5 см. Норма высева 10-15 кг/га.
Особенно ценно использовать это растение для закрепления склонов оврага. Поперек склона делают борозды через 1-1,5 м, в которые высевают семена желтой акации на расстоянии 20 см друг от друга и заделывают тонким слоем земли. На крутых склонах делают гнезда-терассы 30-40 см в диаметре. В гнездо опускают 12-15 зерен акации (гнездо от гнезда располагают на расстоянии 1 м). Акация дружно всходит и в первый год может отрасти до 100 см, а на 3-4-й она уже начинает цвести. Посадки укрепляют стенки оврага. Так как акация резко окультуривает землю, то под ее покровом начинают расти медоносные травы: донники, змееголовник сибирский, одуванчик, многолетние васильки, горошки, зопник клубненосный и другие. Если овраг сырой, то по его дну хорошо посадить весной черенки ветлы (Salix alba), что резко улучшит кормовую ценность данного массива. В поселках и городах желтую акацию надо использовать для озеленения улиц, парков, скверов.
Самые надежные медоносы - дягиль сибирский (Archangellica decurens Idb.) и дягиль лесной (Angelica silvestrisb L). Всего дягилей на земле 50 видов, а в Сибири произрастает только два вышеуказанных.
Дягиль лесной, или дудник лесной, легко возделывается и выделяет до 280 кг/га меда превосходного вкуса. Молодые растения можно использовать для приготовления салатов. Загадок у этого растения нет. Совсем другая картина с дягилем сибирским.
Меня всегда поражало это могучее растение, успевающее вырасти за один месяц до 5 м высоты. Верхом на лошади едешь среди зарослей дягиля и всадника в этой траве не видно. За 46 лет моих наблюдений только один год какой-то вредитель поразил центральный зонт этого растения, и хотя боковые зонты цвели, меда пчелы в тот год не собрали. В остальные года его никто и никакая болезнь не поражали. Дело в том, что само растение ядовито. Если сломаешь лист или стебель, то оно сильно и неприятно пахнет, поэтому не случайно в народе его называют вонючкой. Для салата и на корм скоту дягиль сибирский не годится. Но цветки имеют сильный очень приятный медовый запах, а мед принадлежит к одним из лучших в мире! Особенно он хорош, когда пчелы собирают мед с дягиля и падь с осины, или тальника, или пихты. Получается прекрасный мед с сильным ароматом и высоким диастазным числом (48).
В чем загадка этого растения? В течение 10 лет я пытался вырастить его на делянке. Но он ни разу не взошел! Тогда я стал присматриваться к местам произрастания дягиля. Обычно он хорошо растет по берегам речек, ручьев, сырых оврагов, на влажных горных склонах и на полянах в лесу. Везде семена падают на землю или в воду. Они плывут по воде и где пристанут, там и прорастают. Вот я стал бросать семена и на мокрую наносную землю, и в воду ручья и ждал всходов, проходили годы, а всходов не было, и только через 5 лет ниже по ручью между кочек осоки выросли растения дягиля сибирского. Пчеловоды, которые пытались вырастить дягиль, также ждали всходов по 4-5 лет. Молодым ученым есть над чем работать. Надо раскрыть загадку дягиля: почему он не всходит в год посева на хорошей земле при хорошем уходе?
Если разгадать загадки медоносных растений, указанные мной в статье, то в Сибири появятся неограниченные возможности для развития высокопродуктивного пчеловодства.
В.Г.КАШКОВСКИЙ
Кафедра зоологии и рыбоводства НГАУ