Известно, что опоясывающий лишай (Herpes zoster) — инфекционное заболевание, вызываемое нейротропным вирусом, поражающим один или несколько спинномозговых узлов (Х.-Б.Г.Ходос, 2002). Общее недомогание, незначительное повышение температуры или желудочно-кишечные расстройства в начале заболевания обычно слабо выражены и легко переносятся. Следующий за ними болевой синдром по ходу пострадавшего нервного корешка бывает очень тягостным. Боли могут быть постоянными или приступообразными, жгучими, нестерпимыми, лишающими больного сна и покоя. Через 1–2 дня на участке кожи соответствующего дерматома появляются папулы, превращающиеся в пузырьки, а затем корочки. В этот период боли уменьшаются, но затем все повторяется. Так может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев у ослабленных больных с иммунодефицитом.
Лечение опоясывающего лишая, как правило, длительное, дорогостоящее, с присущими побочными эффектами применяемых противовирусных, иммуностимулирующих и аналгетических препаратов. При этом не исключается возможность рецидивов заболевания. У пожилых людей вирус может оставить после себя стойкие и мучительные боли, когда кожные проявления уже давно не наблюдаются. В этих случаях рекомендуют рентгенотерапию, и даже иссечение обширных участков кожи, на которых локализовались высыпания. Однако это не лучший выход из положения.
Известно, что пчелиный яд запускает целую систему неспецифической защиты организма. Он обладает мощным противовоспалительным и анестезирующим эффектом. Именно это требуется для лечения опоясывающего лишая.
Установлено, что основной пептид пчелиного яда — мелиттин (40–55%) в малых дозах формирует отсроченную активацию гипофизарно-надпочечниковой системы.
МСД-пептид работает в этом же направлении, но через другие механизмы. Его противовоспалительный эффект в 100 раз сильнее гидрокортизона. Апамин имеет малую молекулярную массу и проникает через гематоэнцефалический барьер, блокирует синтез простагландинов, стимулирует выработку АКТГ и оказывает морфиноподобное действие, особенно в малых дозах. Эти свойства белков пчелиного яда позволяют предположить его эффективность при вирусном ганглионеврите. Полученные нами клинические результаты подтверждают, что пчелоужаление можно применять как альтернативный и более физиологичный способ лечения опоясывающего лишая.
Мы пробовали лечить пациентов с Herpes zoster только пчелоужалением (три человека). Но необходимость постепенно адаптировать больных к пчелиному яду затягивает лечение. А для человека с мучительными болями каждый день может казаться пыткой. Э.А.Лудянский (1994) в своей монографии предлагает в подобных случаях проводить пчелоужаление под прикрытием кортикостероидов. Но именно этого хотелось бы избежать. Возникает вопрос: как оптимально выбрать места локализации постановки пчел, чтобы быстрее и эффективнее оказать помощь больному?
Еще один способ повлиять на болевой синдром — это метод чрезкожной электронейростимуляции (ЧЭНС-терапия). Главный эффект, который обеспечивают приборы ДЭНАС, ДиаДЭНС Екатеринбургской корпорации ДЭНАС МС, — аналгезия.
Принцип действия приборов — создание переменного тока с частотой нейроимпульса для подавления патологической импульсации и поддержания в ЦНС доминанты на оздоровление. Приборы работают мощно, эффективно и не раз показывали себя с лучшей стороны. Но при опоясывающем лишае площади поражения порой бывают значительными, а боль мигрирует, что затрудняет работу. Сеансы получаются долговременными, трудоемкими, требуют неоднократного повторения в течение суток на больших мощностях.
Попытка лечить болевой синдром при опоясывающем лишае только при помощи ЧЭНС-терапии, по нашим наблюдениям, была эффективной при наличии прибора в домашних условиях и присутствии обученного оператора круглосуточно рядом с пациентом (кто-либо из членов семьи) для проведения сеанса в момент усиления боли. При этом каждый сеанс продолжался от 40 мин до 1 ч. В сутки приходилось проводить от двух до семи сеансов, курс лечения 3–4 недели.
В нашем центре была предпринята попытка объединить возможности пчелоужаления и ЧЭНС-терапии для лечения выраженного болевого синдрома при опоясывающем лишае в расчете на взаимное потенцирование их действия. За прошедший год у нас прошли лечение 15 человек с диагнозом: опоясывающий лишай, ганглионеврит. Все они были старше пятидесяти лет. Шесть мужчин и девять женщин. У каждого был ряд сопутствующих заболеваний: распространенный остеохондроз, гипертоническая болезнь, хронический простатит, хронический бронхит, деформирующий остеоартроз, желчнокаменная болезнь, в анамнезе болезнь Боткина, клещевой энцефалит, сотрясения головного мозга. Все от 5 до 10 дней пытались безуспешно справиться с болевым синдромом фармацевтическими средствами.
Боли локализовались в трех случаях от шеи по надплечью и по руке (С5-С7), в шести случаях — по 2–5-му межреберным промежуткам (Th2-Th5), в шести — от поясницы по лампасу ноги (L2-L5). Во всех случаях мы проводили прибором ДиаДЭНС ДТ скрининг-контроль вдоль позвоночника от уровня 2-го шейного позвонка до копчика и выявляли триггерные зоны в положении пациента сидя на кушетке. Скрининг-контроль заключается в том, что при постановке электродов на кожу на экране прибора в течение 5 с появляется показатель DLТ (дельта латентного триггера). Когда на экране прибора фиксируется показатель, электроды переставляют на соседний участок последовательно сверху вниз. Этот показатель позволяет выявить латентные триггерные, то есть патологически измененные зоны. На них показатель DLТ отличается от соседних более чем на 5 единиц.
После проведения пробного пчелоужаления в области поясницы последующие места постановки пчел выбирали с учетом выявленных триггерных зон. Зоны боли на периферии обрабатывали прибором в режиме «Терапия» на частотах 77, 140 и 200 Гц при максимально терпимых мощностях. При этом пациенты испытывали под электродами ощущения от покалывания до глубокой внутренней вибрации. Сеансы проводили через день.
Они заключались в следующем: вначале проводилось измерение по вертебральной линии, потом пчелоужаление по выявленным триггерным зонам с максимальным отклонением DLТ, затем ЧЭНС-терапия в течение 20–30 мин в режиме «ТЕРАПИЯ» по зоне боли.
Наращивание дозы пчелиного яда от сеанса к сеансу шло по обычной методике, описанной Э.А.Лудянским. Если предыдущий сеанс пчелоужаления не сопровождался общетоксическими или выраженными местными аллергическими реакциями, то в последующей процедуре использовали на одну пчелу больше. Если же после ужаления повышалась температура, наблюдался озноб, то использовали прежнее число насекомых и больному назначали мумие (два случая). Доза зависела от степени реакции, но максимально из расчета 1 г мумие на 25 кг массы пациента. Такая тактика позволила сократить продолжительность и число сеансов ЧЭНС-терапии и охватить все зоны поражения, сведя к минимуму возможные осложнения после ужаления.
Уже после первого сеанса у пациентов уменьшались боли, а через две недели у всех был достигнут стойкий положительный эффект, то есть полное отсутствие боли и заживление кожных высыпаний. При постановке свыше трех пчел скрининг-контроль проводили и по паравертебральным линиям, сравнивая показатели в симметричных точках. Разница показателей более чем на 5 единиц считалась значимой. Зону с максимально сниженными показателями использовали при выборе мест пчелоужаления. Попытка провести ужаление в зоне пораженного дерматома (на периферии) лишь усиливала боль и заставляла вернуться к первоначально выбранной тактике. Максимально за один сеанс использовали шесть пчел. Общеаллергических реакций ни в одном из проведенных случаев не было. В трех ограничились максимально тремя пчелами за сеанс. У одной пациентки лечение удалось начать на ранних этапах заболевания (третий день боли), и курс занял практически одну неделю. У двух других токсические реакции на пчелиный яд не позволили увеличить число используемых пчел, и до конца курса на каждый сеанс их использовали не более трех.
В случаях выраженного болевого синдрома и хорошей переносимости пчелиного яда (шесть случаев) курс лечения продолжался три недели (для закрепления результата). А в одном случае — четыре недели при постоянном использовании шести пчел на процедуру. Четыре недели проводилось лечение пациента с рецидивирующим Herpes zoster.
В течение прошедшего года ни у одного из пролеченных пациентов рецидива не наблюдалось.
Таким образом, для успешного лечения опоясывающего лишая апитерапевтам полезно освоить ЧЭНС-терапию. Методика ЧЭНС-терапии лицензирована, вполне доступна даже для людей без медицинского образования. Приборы — портативны и удобны в применении. Думаем, что помощь даже нескольким пациентам, страдающим от нестерпимых болей, стоит ваших усилий.
О.Н.ВТЮРИНА, Е.Б.НАУМОВА
Учебно-научно-производственная фирма
«Безлекарственная медицина», г. Красноярск