В последнее десятилетие число пчеловодов на Камчатке неизменно растет. Это можно объяснить развитием частной инициативы в сельском хозяйстве. Почти все камчатские пчеловоды — любители, их увлечение позволяет получать определенное количество собственного натурального меда.
Имеет ли смысл развивать на нашей земле коммерческое пчеловодство?
Небольшая часть населения, выезжая в отпуск на материк, приобретает мед у знакомых или родственников. Это обычно гарантирует качество продукта, но его доля в общем потреблении незначительна. В большинстве случаев для жителей области доступен мед, продаваемый на рынках или в магазинах. Такую продукцию можно разделить на две категории.
Первая — мед с частных пасек, реализуемый самим пчеловодом либо близкими ему людьми. Этот продукт, как правило, хорошего качества (хотя бывают исключения) и продается по более высокой цене (обычно в два раза и выше), чем мед, прошедший через оптовую сеть.
Ко второй категории относится мед, производимый различными перерабатывающими предприятиями. Он проходит через нескольких посредников, что создает определенные условия для снижения качества продукта.
Свойства меда могут измениться при неправильном хранении и транспортировке (например, в неисправной таре, при несоответствующем режиме температуры, влажности, рядом с остро пахнущими веществами и т.д.), но чаще всего это случается при фасовке. В настоящее время широко распространена практика подогрева закристаллизованного меда для фасовки в мелкую тару, причем технологические требования данной операции нередко нарушаются. Превышение определенного температурного порога вызывает образование в меду вредных веществ, и он становится непригодным для употребления. Кроме того, существует проблема сознательной фальсификации меда недобросовестными посредниками.
Однако главная причина низкого качества меда, купленного в магазине, заключается в незаинтересованности пчеловодов, сдающих продукцию в заготовительные конторы. За годы экономического кризиса сложилась система грабительского отношения к пчеловодам. Так, в самый разгар медосбора заготовители приезжают на пасеки и покупают партию меда за небольшие, но «живые» деньги. Нищему населению деревни ничего не остается, как соглашаться с этими условиями.
Таким образом, у пчеловодов нет стимула улучшать качество продукции — ее и так примут. Наиболее распространенные дефекты — незрелость и примесь так называемого сахарного меда. На перерабатывающих предприятиях такой продукт «доводят» до стандарта испарением лишней влаги, купажированием с более качественным медом, фильтрацией, добавлением ферментов и т.д. По названным причинам мед, поступающий в розничную торговлю, характеризуется низкой ценой и весьма сомнительным качеством.
Организация пчеловодных хозяйств в Камчатской области позволила бы установить непосредственную связь между производителями и потребителями меда. В этом случае пчеловоды будут чувствовать ответственность за качество товара и дорожить своей маркой, а покупатели — доверять продавцу.
По такому пути пошли пчеловоды ряда европейских стран, где почти каждый владелец пчел на протяжении многих лет имеет постоянных покупателей меда. И хотя к настоящему времени у камчатских пчеловодов уже накоплен положительный опыт работы, но мизерное количество местного меда существенно не влияет на общую ситуацию.
П.П.СНЕГУР
Камчатский филиал
Тихоокеанского института географии ДВО РАН