Создание систем полезащитных лесных полос в степной зоне — важный агромелиоративный прием получения высоких урожаев зерновых на территории, благоприятной для их возделывания, но в сильной степени подверженной разрушительным действиям водной и ветровой эрозии.
Появление систем в корне изменило микроклиматические условия и гидрологические режимы территорий сельхозугодий Ростовской области. Как показали наблюдения, воздушный поток по мере прохождения от ветроударной лесной полосы в глубь системы снижает свою скорость на 40–50%. Благодаря этому сохранность снега увеличивается в полтора-два раза в малоснежные зимы и в два-три раза в зимы с переносами мелкозема; на 35–40% сокращается испарение почвенной влаги, а запасы ее весной иногда повышаются на 30–40 мм. В результате обводняющего влияния системы уровень грунтовой воды на полях поднялся с 8–10 до 2–3 м, а ее капиллярная кайма в период вегетации теперь длительное время находится в зоне распространения корневых систем культур, что снижает их зависимость от весеннего увлажнения почвы и повышает устойчивость к засухе. Все это благоприятствует вегетации энтомофильных культур и, в частности, повышает их нектаропродуктивность [2].
В настоящее время защитные лесные насаждения (ЗЛН) сельскохозяйственных угодий региона занимают 240 212 га, в том числе площадь полезащитных лесных полос составляет 125 760 га, прибалочных — 39 049 га [1]. Преобладающее расстояние между основными лесными полосами 400–500 м, вспомогательными (поперечными) — 1500–2000 м. Высота насаждений 11–14 м. Конструкция преимущественно умеренно ажурная.
В результате антропогенного превращения ландшафта из аграрного в лесоаграрный меняются медоносный и пыльцевой запасы угодий. В составе лесопосадок много медоносных деревьев и кустарников местных и завозных, хорошо акклиматизировавшихся. Господствующие породы: вяз обыкновенный и мелколистный, робиния ложноакациевая (акация белая), гледичия трехшипная, дуб черешчатый, клен ясенелистный и остролистный. Встречаются клен татарский, яблоня лесная, абрикос, груша лесная. Из кустарников введены акация желтая, жимолость татарская, лох узколистный. Состояние насаждений удовлетворительное. Средний по области показатель защитной лесистости сельскохозяйственных угодий — 2,4%, пашни — 2,6% [1].
Определение медоносной ценности ЗЛН проводили по лесомелиоративным районам (ЛМР) Ростовской области. Данное районирование учитывает: размещение ЗЛН на местности; принятые технологии создания лесных полос; геоботаническую структуру растительного покрова; геоморфологию субрегиона; использовано ли физико-географическое районирование территории области и не противоречит ли районирование субрегиона агролесомелиоративному районированию России, предложенному ВНИАЛМИ [1].
Используя материалы единовременной инвентаризации древесно-кустарниковых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения Ростовской области (2006 г.), установили возрастную структуру и породный состав лесных полос. При определении площадей, занимаемых насаждениями различных возрастных групп, в расчет принимали и прибалочные лесополосы. Это объясняется тем, что данные насаждения, как правило, непосредственно примыкают к сельскохозяйственным землям и способны оказывать на них мелиорирующее влияние. Полученные результаты приведены в таблице 1.
Как видно, подавляющая часть всех лесополос Ростовской области (84%) относится к средневозрастной группе. На долю приспевающих лесопосадок приходится около 8%, спелых и перестойных — 5% и молодняков — 3%.
Основной медонос лесных полос — робиния. Ее посадки занимают 83% от общей площади насаждений. Примерно 14% приходится на вяз приземистый и около 3% — на дуб и гледичию.
Акация белая — источник весеннего товарного медосбора. Акациевый мед пользуется большим спросом у населения и является лучшим кормом для зимующих пчел. Растение дает древесину высокого качества, хорошо переносит засуху и засоленность почвы [3]. Ему свойственно быстрое вегетативное размножение. Можно успешно размножать семенами, одно- и двулетними сеянцами. Медопродуктивность акации 500–700 кг/га.
Ценные в медоносном отношении другие виды деревьев и кустарников защитных насаждений вводятся в лесные полосы в меньшем количестве как сопутствующие и поэтому могут обеспечивать только поддерживающий медосбор.
Как показали наши исследования, не все виды растений — хорошие соседи. Одна из наиболее широко культивируемых древесных пород в степном лесоразведении — вяз приземистый (медопродуктивность 30 кг/га), по нашим данным, угнетает робинию даже при одинаковом процентном соотношении их в посадках.
Ухудшает жизненное состояние этого вида в смешанных посадках и нашедшая применение благодаря хорошему росту, высокой устойчивости и долговечности в ЗЛН зоны сухой степи на почвах разной лесопригодности акация желтая (40–60 кг/га).
Лучшие спутники робинии, способствующие высоким медосборам, — теневыносливые кустарники, рано заканчивающие облиствение: жимолость татарская, клен полевой и татарский, свидина кроваво-красная, смородина золотистая и др. [4]. В сухих условиях неплохо зарекомендовал себя древесно-кустарниковый тип смешения белой акации со смородиной золотистой (медопродуктивность 70 кг/га). Быстрый рост, нетребовательность к почвенным условиям, зимостойкость и засухоустойчивость делают смородину одним из наиболее ценных кустарниковых видов для защитного лесоразведения.
В конце мая в полезащитных насаждениях зацветает гледичия. Медопродуктивность ее довольно высокая — 160 кг/га, но из-за совпадения сроков цветения гледичии со сроком цветения эспарцета, которому пчелы отдают предпочтение, для пчеловодов она мало интересна.
В травяном ярусе лесополос встречаются медоносы главным образом из семейств бобовых, губоцветных, крестоцветных и сложноцветных. Формирование агробиогеоценоза лесной полосы зависит от видового состава древесного и кустарникового ярусов, скорости роста их растений, интенсивности стихийного поступления семян трав и наличия среди них наряду с семенами одно-двулетних сорняков семян представителей зональной флоры, преимущественно, доминантов-многолетников.
В первые 2–3 года самозарастания лесополос в травяном ярусе преобладают однолетники, которые представлены такими медоносными видами, как люцерна маленькая, пастушья сумка обыкновенная, подмаренник цепкий, подорожник песчаный, фиалка полевая. Нередко в этот период можно встретить и двулетники, среди которых синяк обыкновенный, резеда желтая, резак обыкновенный, горошек крупноцветковый и мохнатый. В последующие 5–10 лет их вытесняют корневищные, корнеотпрысковые и стержневые многолетники, в том числе и такие медоносы, как бодяк седой, тысячелистник благородный, одуванчик лекарственный, цикорий обыкновенный, донник лекарственный, шалфей мутовчатый, живучка женевская и др. К 15–20 годам первенство в составе травостоя переходит к злакам, а медоносы в это время чаще представлены бобовником низким, девясилом британским, клевером луговым и сходным, люцерной румынской и хмелевидной, чабрецом Маршалла, шалфеем дубровным и другими видами зональной флоры. Ценоз становится стабильным, флористически разнообразным, что позволяет планировать кочевки пасек.
Неизбежное стихийное формирование травяного яруса в лесополосах, длящееся 20–40 лет, может быть заменено активным созданием искусственного сообщества, в котором, исходя из поставленной цели, будут преобладать медоносные или другие хозяйственно ценные (лекарственные, кормовые) травы.
Исследуя ассортимент медоносных растений ЗЛН, мы провели оценку медового запаса насаждений в условиях степных агроландшафтов (табл. 2).
Ориентировочный эксплуатационный медовый запас лесных полос на сельхозугодьях Ростовской области составляет не менее 29,7 тыс. т, возможное число пчелиных семей для развития пчеловодства — около 250 тыс. По производству меда на первом месте находится Доно-Донецкий ЛМР (3808 т).
Приведенные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что из медового запаса основных древесных медоносных пород в лесополосах на долю белой акации приходится 90%.
Цветение ее ликвидирует безвзяточный период между цветением садов и эспарцета, способствуя наращиванию силы пчелиных семей к главному медосбору, хорошему пополнению кормовых запасов.
Взрослые массивы белой акации в степных агроландшафтах в благоприятные годы выделяют до 700 кг нектара на 1 га чистых насаждений. Однако в силу кратковременности цветения, неблагоприятного сочетания погодных условий, вытянутости лесополос робинии далеко за пределы зоны лёта пчел, а также больших расстояний между лесополосами, связанными с размерами полей, нектарозапас этих насаждений часто используется крайне недостаточно. Лучшие меры повышения медосбора с белой акации в условиях ЗЛН: разбивка пасеки на время медосбора на несколько точков и расстановка их в разных местах лесополос с охватом всей площади насаждений медоноса; создание ко времени медосбора сильных пчелиных семей с большим числом лётных пчел.
Полнота использования медового запаса полезащитных лесных полос зависит от местных типов медосборов и возможности кочевки. Для глубинных степных районов, удаленных от лесов и естественной растительности балок, он имеет значение в подготовке пасек к главным сборам меда с эспарцета, гречихи, кориандра, подсолнечника. Цветение деревьев и кустарников в зависимости от их видового состава приходится на апрель—июнь — период интенсивного наращивания силы пчелиных семей, а цветение многих травянистых медоносов лесных полос продолжается в июле и даже в августе.
Роль системы ЗЛН в повышении медоносности ландшафта и формировании кормового конвейера для пчел может быть гораздо больше, если при закладке новых и реконструкции старых защитных насаждений полнее использовать рекомендуемый ассортимент первоклассных медоносных и пыльценосных пород.
И.Д.САМСОНОВА,
кандидат сельскохозяйственных наук
ФГБОУ ВПО НГМА «Новочеркасская государственная
мелиоративная академия»
Аннотация:
Изучен ассортимент медоносных растений защитных лесных полос лесомелиоративных районов в условиях степных агроландшафтов. Определены возрастная структура медоносов лесных полос, эксплуатационный медовый запас, число пчелиных семей, необходимое для продуктивного использования медоносных ресурсов лесных полос в Ростовской области.
Ключевые слова:
Ростовская область, лесомелиоративные районы, защитные лесные полосы, возрастная структура, акация белая, медовый запас.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ивонин В.М., Танюкевич В.В. Таблицы хода роста основных пород лесных полос Ростовской области / Рекомендации лесоустроителю. — Новочеркасск, 2010.
2. Лазарев М.М., Муха Т.П. Влияние лесонасаждений на нектарозапас угодий // Земледелие. — 1989. — №3.
3. Паракин В.В. Особенности роста и состояния акации белой в защитных насаждениях на североприазовских черноземах Ростовской области. — Труды НИМИ. — Новочеркасск, 1971. — Т. 13. — Вып. 9.
4. Сидаренко П.В., Бахилова О.И. Особенности произрастания робинии лжеакации в смешанных насаждениях // Лесное хозяйство. — 2000. — №1.
Honey value of shelterbelts in the steppe agro forest landscapes
I.D.SAMSONOVA, candidate of agricultural sciences
Creating a system of shelter belts in the steppe zone - an important agroforestry method of obtaining high yields of grain in an area favorable for their cultivation, but to a large extent exposed to the ravages of wind and water erosion. The role of these systems in increasing the number of honey plants and the formation of forage for bees may be much more if the landing of new and reconstruction of old protective plantations fuller use of the recommended range of first-class plants for production honey and pollen .
Studied range of honey plant shelterbelts agroforestry areas in terms of steppe agricultural landscapes. Determined the age structure of forest belts honey plants, honey supply, the number of bee colonies needed for the productive use of resources, honey forest belts in the Rostov region.
Keywords: Rostov region, forest reclamation areas, shelterbelts, age structure, acacia, honey stock