Сибирское пчеловодство, начавшееся с завоза среднерусской породы пчел с Урала в 1792 г., в течение первых 100 лет бурно развивалось, чему немало способствовало и внимание правительства царской России.
В 1800 г. томские мещане Василий Петров, Степан Дулетов, Дмитрий Ложников и Андрей Антипин, приобретя пчел в окрестностях Усть-Каменогорска, добились успеха в разведении пчел, за что император Павел I наградил их серебряными медалями. Губернатору Томской губернии было предписано освободить от всех налогов пчеловодов, успешно развивающих промысел.
Среднерусские пчелы в Сибири нашли вторую Родину. В 1825 г. в Западной Сибири на каждого жителя приходилось 4,5 пчелиной семьи. В отдельные годы медосбор на одну семью составлял больше пуда, поэтому меда было так много, что он стоил дешевле сахара. Его избытки вывозили на знаменитую Ирбитскую ярмарку. Благодаря высокому качеству сибирский мед завоевал славу лучшего не только на внутреннем рынке, но и на международных ярмарках. Хочу заметить, что до 1924 г. в Сибири отсутствовали инфекционные и инвазионные болезни пчел.
После завоза в 1924 г. 2400 пчелиных семей кубанской популяции желтой кавказской породы на юг Западной Сибири на пасеках появились гнильцовые болезни. Пчеловодные журналы тридцатых годов пестрели паническими статьями о гибели пчел. Мерам борьбы с этими заболеваниями были посвящены многочисленные большие и малые совещания в Сибири. Но, к сожалению, это не остановило мощную пропаганду завоза пчел с Кавказа в Сибирь. До Великой Отечественной войны больше всего в этом отношении пострадала Кемеровская область. Туда в разное время помимо кубанских пчел завозили мегрельских, абхазских, карталинских. Последнее поступление южанок было в 1942 г., когда всех маток Майкопского опорного пункта НИИП вывезли в Крапивинский район Кемеровской области. Кроме этой партии сюда в тот же год поступили матки из Средней Азии. На этом ввоз кавказских пчел в Кемеровскую область прекратили.
Если до поступления кавказских пчел зимовка семей в Сибири проходила практически без потерь (отмечали только единичные случаи гибели их от голода, когда пчеловоды мало оставляли корма), то теперь их отход принял ужасающий масштаб: только в Крапивинском районе Кемеровской области в 1938 г. потеряли 3600 семей.
После прекращения завоза пчел с Кавказа в Кемеровскую область под влиянием местных климатических условий пасеки стали выздоравливать. Через 12 лет, в 1954 г., обследование всех пасек области показало, что семьи здоровы!
Несмотря на отрицательный опыт интродукции кавказских пчел, в 1948 г. завоз их в Сибирь возобновился с новой силой, и до 1960 г. матки и пчелиные семьи с Кавказа ежегодно поступали в Новосибирскую и Омскую области. Особенно усилился их поток с началом пропаганды пакетного пчеловодства.
В 1967 г. на пасеке отдела пчеловодства Кемеровской государственной сельскохозяйственной опытной станции прошли испытания пчел карпатской породы линии 77-Вучково, показавшие, что они обладают высокой зимостойкостью, очень миролюбивы, высокопродуктивны, матки по яйценоскости не уступают среднерусским. Этот опыт послужил дальнейшему глубокому изучению акклиматизации карпатских пчел в Сибири. Непосредственно работу выполняли В.А.Губин, Г.А.Аветисян, В.Г.Кашковский, а с 1975 г. и до середины 1990-х гг. — Д.Г.Шушков и В.Н.Шестаков. За 20 лет акклиматизации пчел этой породы в период зимовки не погибла ни одна семья! Следует отметить, что в течение всех 20 лет ежегодно брали пробы пчел для оценки экстерьерных показателей. Если обнаруживали семьи с отклонениями от показателей чистопородных карпаток, то их немедленно убирали с пасеки. Поэтому никаких сомнений не было, что на пасеке КГСХОС с 1967 по 1995 г. испытывали чистопородных карпатских пчел.
Описанный выше успешный эксперимент привлек внимание пчеловодов Новосибирской области, где до этого отдел пчеловодства Новосибирской плодово-ягодной опытной станции, усиленно пропагандируя дальневосточных пчел и их помеси с местными, предлагая маток, пакеты этих пчел, выступал против использования в Сибири карпатской породы.
Пчеловоды же стали стихийно завозить карпатских маток и пакеты. К настоящему моменту на большинстве пасек Новосибирской области содержат чистопородных карпатских пчел. Их число постоянно растет. Пополнение и обновление пасек постоянно идет за счет пакетов и маток из питомников Кавказа и Закарпатья. Однако в результате повышения цен на горючее покупать пакеты стало невыгодно, и сейчас закупают только маток. По нашим наблюдениям, в результате высокой активности пчеловодов в четырех больших районах Новосибирской области (Болотинском, Мошковском, Новосибирском и Тогучинском) все пасеки имеют только карпатских пчел. Их стихийное активное внедрение наблюдается и в других районах области. Карпаток разводят как на крупных, насчитывающих не менее 200 семей, пасеках, так и на любительских, имеющих от 2 до 10 семей. Все это привело к формированию большого массива карпатских пчел. В воздухе уже нет местных трутней, поэтому генетическое растворение завезенным карпаткам не грозит.
В настоящее время крупные пасеки ведут углубленную племенную работу по улучшению интродуцированной породы: дело в том, что вновь поступающие матки резко отличаются в худшую сторону и по яйценоскости, и по экстерьеру, и по продуктивности от первых маток, испытанных в Кемеровской области.
Крупные пасеки, получая маток из Закарпатья, проводят жесткую браковку, оставляя одну из 10. Поэтому настало время прекратить закупать маток и пакеты на Кавказе и в Закарпатье. Новосибирская область имеет возможность удовлетворить спрос всех пчеловодов области на эту продукцию. И матки, и семьи, приобретенные на месте, и дешевле, и ценнее, и с гарантией качества. Примером может служить продукция Трещука Игоря Геннадьевича, который рано весной реализует пчелиные семьи силой на 10 рамках Дадана-Блатта. Он удовлетворяет запросы и на создание пасек из 40–60 пчелиных семей, и потребности любителей, покупающих от 2 до 10 семей. Их качество очень высокое. Высококачественную продукцию могут предложить в Тогучинском и Болотинском районах. Здесь на крупных пасеках ведут кропотливую племенную работу.
Учитывая достижения этих пчеловодов, Новосибирская область должна полностью отказаться от завоза пчел и маток из других регионов. Путем размножения элитного материала будет создан сибирский тип карпатских пчел. Область избавится от инфекционных и инвазионных заболеваний. Это, в свою очередь, приведет к производству экологически безопасной продукции пчеловодства.
А.А.ПЛАХОВА
Новосибирский государственный аграрный университет
Кафедра зоологии и рыбоводства