Хочу поделиться с общественностью своим опытом и мыслями. Один сезон закончился, начинается следующий, а с ним новые поиски – поиски пчеловодного оптимума, – и на их основе проверка современных взглядов. Я полагаю, что такие оптимумы уже найдены, но до определенного времени не получили своего подтверждения, но надеюсь, что скоро это случится.
Если мне не изменяет память, первый подобный ряд рекомендаций был дан в 2005 г. С того времени много воды утекло, изменилась ситуация в пчеловодстве; появились не только новые перспективы, но и новые проблемы. На этот раз попробую разобраться с перспективами и проблемами. Изменилась также и моя ситуация, так же как и большинство соотечественников страдает хронической нехваткой времени.
Поэтому между знаниями, которыми буду делиться с обществом, представлю и мою модель пчеловодства, которая еще долго не будет завершена, так как с каждым сезоном приходится что-нибудь поправить. Не питаю иллюзий, что ко всему, мной сказанному, общество отнесется без критики и без дискуссий. Но это хорошо, так как для каждого обладание собственным мнением является ценным. Кроме того, занимаемся мы пчеловодством в различных условиях и имеем различные цели. Моей целью является достижение удовлетворительных результатов при минимуме затрат труда и времени при обслуживании семей. В этом случае ценным представляется одно немецкое изречение: «не делай себе работы, которая вызвала бы новую работу».
На этом можно и закончить вступительное слово, поскольку длина этого немного наносного вывода опасно приближается к границе, после перехода которой менее терпеливые и ожидающие конкретики читатели, начнут читать другие статьи. Поэтому перейдем к конкретным вопросам.
Зима – это не только время подведения итогов, размышлений, но также и период планирования и подготовки. Поскольку на пасеке в это время делать почти нечего, предлагаю рассмотреть любимую тему большинства пчеловодов – достоинства и недостатки различных типов ульев, с попыткой выделить лучший из лучших, а еще лучше наиболее пригодный. Какие критерии в связи с этим выбрать? Предлагаю:
1. Условия жизни пчел, особенно с точки зрения зимовки и весеннего развития.
2. Затраты труда и времени на обслуживание, в том числе и перспектива обслуживания с возрастными особенностями, когда сил становится все меньше.
3. Легкость выполнения работ, связанных с предупреждением и борьбой с роевым настроением.
4. Удобство конструкции, связанное с кочевым пчеловодством.
5. Прочность, в том числе и устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды и легкость хранения и сохранения.
Для начала этого достаточно. Может быть, что-нибудь появится позже в процессе.
Перейдем к рассмотрению первого пункта. Поскольку в Польше период зимовки длится около 6 месяцев, после которого «всё только лето и лето», улей должен обеспечивать пчелам хорошие условия зимовки. Что значит «хорошие»? Прежде, чем перейти к рассмотрению этого вопроса, можно посмотреть на него с другого боку. Хотя Польша и невелика, в ней существуют различные условия зимовки и весеннего развития. На левой стороне Вислы они значительно благоприятнее, чем на правой. В то же время на правой, чем дальше на северо-восток, тем хуже. Пчеловоды там оказываются в значительно худших условиях, если говорить о зимовке. Поэтому из года в год семьи готовят к возможно трудной зиме. Причем обычно там недели 3 бывают крепкие морозы. Чем тяжелее условия зимовки, тем больше внимания должен пчеловод уделить подготовке семей к зиме, или нарастить, возможно, большую силу, для чего необходимо начать борьбу с варроатозом не позднее начала августа и обеспечить семьи качественным кормом.
Ульи, благоприятствующие хорошей зимовке и быстрому весеннему развитию, это ульи с большой рамкой, при условии, что сумеем в нем отправить в зиму сильную семью. Можно к таким ульям отнести улей Дадана, лучше с глубоким дном и обязательно с потолком, уложенным на корпус. Почему с потолком? К этому мы еще вернемся.
Другими типами ульев, благоприятствующими хорошей зимовке, являются расширенные варшавские и «лангстроты», которые, однако, в наших условиях могут потребовать зимовки семей в двух корпусах, или подстановки корпуса или надставки под гнездовой корпус с зимующей семьей. Связано это с дополнительной работой осенью и весной. Не плохим считается еще варшавский обыкновенный, так как рамки в нем высокие и узкие, но этот улей уже «вымирает». Что касается других ульев, наиболее распространенных в стране, то это улей великопольский. Чтобы на восточных границах пчеловоды могли спокойно спать, лучше отправить семьи зимовать в двух корпусах, так как в одном, при современных рано развивающихся пчелах, им может не хватить корма. Дополнительно потребление корма при зимовке в одном корпусе с низкой рамкой вызывает продолжительное червление маток, как следствие высоких температур осенью. Зимовка в двух корпусах может быть более рискованная, особенно для слабых и плохо подготовленных семей. Такое наблюдается в ульях Островской.
Здесь я коснулся только самых популярных типов ульев, но есть еще их модификации. В развитии ульев наблюдается тенденция перехода с узковысокой рамки на низкоширокую, т.е. с конструкции, благоприятной для пчел, к конструкции, благоприятной для пчеловода. По моему мнению, компромиссным решением для обеих сторон является улей Дадана. Ширина рамки больше, чем ее высота, однако этот недостаток компенсируется большой площадью сота. В уменьшении высоты рамки следует соблюдать определенную меру. Чем ниже рамка, тем больше корпусов нужно ставить для гнезда зимующей семьи, почти также как и в разгар сезона. Чем больше конструкция, тем менее функционально (с точки зрения пчел) гнездо. Площадь сотов уменьшается, но растет пространство, занимаемое деревом (верхними и нижними брусками). Увеличивается также свободное пространство (щели) за счет межкорпусных переходов. В спокойные зимы и теплые вёсны это не имеет такого значения, как в суровом климате. В восточной Польше зимовка и весеннее развитие в гнезде на одном корпусе на большую рамку проходит лучше, чем в двух корпусах с меньшей рамкой.
Уменьшение высоты гнездовой рамки и, следовательно, и увеличение количества гнездовых корпусов, влечет за собой увеличение трудозатрат и времени на изготовление большого их количества, оснащение их проволокой и вощиной. Иные преподносят понижение высоты гнездовой рамки и, тем самым, корпуса, как способ манипулирования целыми корпусами. Аргументируют, что именно такая идея была заложена при создании многокорпусного улья. Но это имеет смысл там, где лето длится круглый год. А в нашем климате это не действует, так как, к сожалению, у нас холодные и продолжительные зимы (особенно в северо-восточной части страны), а после зимы – холодная затяжная весна. В этих условиях разделение гнезда на два корпуса еще можно как-то принять, но на три – это уже перебор, так как это больше вредит, чем помогает. Работа с целыми корпусами в основном зависит не столько от высоты корпуса, сколько от силы семей. Нужно отправлять в зиму очень сильные семьи или использовать перевозку семей, так как это больше, чем низкая рамка, приближает нас к работе корпусами.
Теперь пару слов об упоминавшемся уже недостатке корма. На рамке Дадана даже в центре гнезда клуб не перемещается вверх по всей ширине сота. Чаще всего он занимает от 2/3 до 3/4 ее ширины. В великопольском улье или в улье Островской клуб сильных семей занимает всю или почти всю ширину сота – от стенки до стенки. В случае «дадана» на каждой рамке остается для пчел резерв корма, около 1 кг, в то время как в великопольском улье или в улье Островской в центре гнезда такого резерва нет. Если клуб дойдет до верхнего бруска, он не сможет продвигаться в сторону. Если в таком улье нет потолочин, а верх гнезда закрывают межрамочные брусочки, то беда неизбежна. На широких гнездовых рамках клуб, дойдя до верхней планки, может продвигаться в сторону. Условием является значительная сила семьи, или хорошая подготовка ее к зиме. Существуют ульи, где пчелы зимой продвигаются только в сторону, но, несмотря на это, пчелы зимуют хорошо, например, в ульях с обычными варшавскими рамками 435х240 мм, повернутыми горизонтально.
Считают, что в последние годы проблемы с недостатком кормов во второй половине зимовки имеют существенное значение. Содержание привозных и склонных к раннему выводу расплода пчел, притом, что в октябре и ноябре, а иногда даже и декабре, стоит достаточно теплая погода, благоприятствует продолжительному выводу расплода. Не исключено, что у значительной части семей, особенно в теплых регионах страны, зима перестала быть безрасплодным периодом. Кроме того, семьи содержащихся в настоящее время пчел неоднократно начинают червить на склоне зимовки. Такая ситуация имеет два очень негативных последствия. Первое – большое потребление корма зимой. От пчеловода это требует забот о тщательном размещении зимнего корма. Поэтому зимовка в двух корпусах обязательна, даже в случае ульев с рамками достаточно высокими, чтобы семья могла удовлетворительно пережить зиму. Второе негативное последствие значительного сокращения и даже отсутствия безрасплодного периода – увеличение заклещеванности семей. Но о том, каковы мои размышления, касающиеся решения этой проблемы, будет в другом месте.
Перейдем к рассмотрению второго пункта – затраты труда и времени при обслуживании семей зависят от конструкции улья. Больше всего труда и времени требует обслуживание семей в комбинированных ульях, т.е. промежуточный вариант между лежаком и многокорпусным ульем. Имею в виду три типа ульев: «дадан», варшавский расширенный и великопольский. Обычно эти ульи вмещают в гнезде до 15-17 рамок, и стандартно были оборудованы одной надставкой с расширенными рамками, входящими в «воротник» улья. В ульях этого типа с успехом можно заниматься пчеловодством, при условии, что пасека небольшая, а пчеловод имеет достаточно свободного времени и крепкие нервы, или имеет кого-то, кто выполняет за него эти работы. В университетской пасеке имеется немного таких изобретений, и мы без сожалений переселили пчел из них в ульи с корпусами «даданов».
Главным недостатком комбинированного улья является слишком обширная гнездовая часть, чтобы в нем содержать пчел, как и в многокорпусных ульях. Этот улей, наверное, создавался для содержания в нем среднеевропейских пчел, которые сами ограничивают вывод расплода. Но мы обычно предпочитаем пчел привозных. В этом случае, если все рамки внизу предоставлены в распоряжение матки, большинство из них оказывается заполнено расплодом. В результате семья приобретает такую силу, что пчелы не умещаются в таком тесном улье. При хорошем взятке в течение нескольких дней они заливают медом надставку и из-за отсутствия места для складывания нектара ограничивают принос нектара. В результате часть взятка пропадает.
Работая в одиночку, бывает необходимо самостоятельно снять надставку с медом, например, при осмотре гнезда. Надставка довольно плотно входит в «воротник» корпуса, и вдобавок приклеена прополисом. Чтобы ее «вырвать», нужно потрудиться, а при этом еще немного и поднатужиться, чтобы исключить раздавливание пчел. Сделать это быстро и хорошо не всегда удается. Стенки наших надставок даже не имеют углублений для захвата руками, даже если ульи изготовлены промышленным способом. С другой стороны, может случиться, что нужно на большое расстояние перенести такую массу «на кончиках пальцев», что не всегда удается. Удобнее и легче было бы переносить такие надставки, захватив их снизу. Быстро убедитесь, что в этом случае такая конструкция малопригодная и нерациональна. Особенно, если требуется частое заглядывание в гнезда.
Во время сезона гнездовое пространство разделяем вертикальной разделительной решеткой, чтобы матка имела в своем распоряжении 5-6 рамок. Гнездо должно быть расположено напротив летка. Оставшаяся часть гнезда за разделительной решеткой заполнена рамками «под мед».
Надставки тоже разделяются на 2 части, т.е. состоит из двух частей, вмещающих по 5 рамок. При наличии взятка сначала надставку ставят над медовой частью, а потом при необходимости – над гнездом. При среднем взятке такие манипуляции позволяют заглядывать в гнезда без необходимости снимать всю надставку (половина надставки находится над медовой частью главного корпуса), а при обильном взятке снимается только та половина надставки, что находится над гнездовой частью корпуса. Оказалось, что при обильных взятках пчелы, выведшиеся из 5 рамок «дадана», без проблем заливают все предназначенные для меда рамки, и если удалось бы еще увеличить объем такого улья, можно было бы получить еще больше меду.
Всюду считается, что расширение в надставках промежутка между рамками препятствует освоению их маткой, и в таких случаях необязательно отделять гнездо от надставки разделительной решеткой. По моим наблюдениям не расстояние между рамками определяет засев их маткой, но лишь объем гнезда. Так что в маленьком гнезде, в нашем случае на 5 рамках «дадана», пчелы сгрызали соты в надставке, тем самым уменьшая глубину ячеек, и уводили матку в надставку. Поэтому кроме расширенного размещения рамок, обязательно применение разделительной решетки. При большом гнезде (например, на 10-12 рамок «дадана») пчелы менее охотно перегоняют матку в надставку, даже при нерасширенной расстановке сотов в ней. Они желают выводить расплод вблизи летка даже в расширенных сотах.
Много места посвятил комбинированным ульям, однако это было оправдано.
По моему мнению, следует рассмотреть также выбор между ульем-лежаком и многокорпусным. Для стационарной пасеки следует выбрать или лежак, или многокорпусный. При кочевом пчеловодстве – бесспорно многокорпусный. Если ориентируетесь на лежак, то он должен быть большого объема, вмещающий более 20 рамок. В таком улье всегда достаточно места. Обширный лежак, с ориентацией на варшавский расширенный, это хороший улей для стационарных пасек, пригодный для пчеловодов «в летах». Почему обширный? Такой улей можно легко разделить вертикальной разделительной решеткой на медовую и на расплодную часть, расположенную вблизи летка. Существует, однако, одно условие: леток не должен располагаться посредине передней стенки; он должен быть передвинут к боковой стенке, а, возможно, даже вынесен на боковую стенку. Однако с лежаками на теплый занос у меня нет никакого опыта. Возможность разделения пространства улья на медовую и расплодную часть, и при этом наличие достаточного свободного места, дает возможность легкого доступа в каждую часть улья. Хорошо, если лежак настолько объемный, чтобы в нем можно было разместить еще отводок у одной из боковых стенок. Возможность легкого создания отводка рядом с продуктивной семьей позволяет изменять структуру семьи при ограниченных затратах труда и времени. А легкое регулирование структуры семьи является гарантией эффективной борьбы с роением или предупреждения его. Ульи-лежаки и комбинированные ульи требуют больше труда и времени, чем многокорпусные, так как требуется много дополнительных действий и приспособлений, как, например, кормушки, летковые вкладыши, межрамочные планки, подушки, имеющие к тому же нестандартные размеры, и должны изготовляться пчеловодом.
Остановимся еще на минутку у самого популярного в Польше улья – многокорпусного стояка в классическом варианте, с корпусами, вмещающими по 10 рамок. Это, следовательно, тот самый улей, который можно рекомендовать для слабых взятков, особенно, если он изготовлен из дерева, и когда он не превышает двух корпусов – один гнездовой, а другой медовый. При обильных взятках, когда его «архитектура» составляет 3 или 4 этажа, обслуживание такого улья может быть опасно или даже невозможно для пожилых людей. Снятие четвертого корпуса, если вы работаете в одиночку, без подставки, невозможно, что может совсем отбить охоту и сказаться на состоянии позвоночника. Кроме того, ульи становятся тогда настолько высокими, что возможно их опрокидывание, и это вынуждает постоянно производить отбор меду, затрудняя использование семьи как своеобразного «магазина меду» в ситуации, когда его нельзя отбирать. Норма физической нагрузки на взрослого мужчину составляет 25 кг. Деревянный корпус с сотами без меду весит около 15 кг, а с медом – около 30. Ситуацию можно поправить, если ориентироваться на корпуса из пенопласта. Тогда пустой корпус будет весить около 8 кг, а с медом – от 20 до 27 кг. Это же действительно и для ульев Островской.
Мое заключение таково. На работе от перегрузок и травм нас защищают буквы законов и техника безопасности, а в случае хобби кувыркаемся сами. При выборе улья следует обязательно учитывать тот факт, что с возрастом силы у нас уже становятся не те. К сожалению, хороший великопольский улей с этой точки зрения не будет являться нашим союзником. Разве что для гнезда взять один стандартный корпус, а под мед выделить одну полунадставку высотой 1/2 гнездового корпуса. Может быть, пока молодые и сильные будут проклинать такой выбор с точки зрения двойного количества сотов для распечатывания. В то же время не исключаю, что с годами и с приобретением опыта и спокойствия будут ему благодарны.
Европейское пчеловодство отличается своей спецификой от мирового пчеловодства. Так что в Западной Европе, кроме Испании, Франции и Италии, трудно содержать большие пасеки, по причине относительно малых площадей, а также из-за мелких и кратковременных взятков. Короче говоря, трудно содержать большую пасеку, поскольку нельзя разместить большое количество семей на относительно ограниченном пространстве. Пасека должна быть поделена на большое количество малых точков. Однако тогда обслуживание их потребует больших затрат времени. В США и Канаде – иначе. Там пасеки нередко насчитывают по несколько тысяч семей. На таких пасеках «горбатятся наемники». Владельца обычно не интересует, какого веса бывает корпус с медом. Платит за перестановку корпусов и требует, чтобы оно было сделано. Пасеки такие оснащены ульями Лангстрота.
Типичный улей Лангстрота состоит из гнездового корпуса и надставок для меда, также как и двухкорпусный «дадан». На больших промышленных пасеках для упрощения работ работают целыми надставками, так как уже было сказано, медовыми надставками ворочают там исключительно «наемники». В Европе промышленные пасеки значительно мельче, следовательно, они менее доходны. Много времени на обслуживание семей посвящает владелец пасеки и его семья, которая, естественно, заботится о здоровье позвоночника. Поэтому наиболее популярным на промышленных пасеках Европы является улей Дадана с гнездовым корпусом на рамку 435х300 мм и магазинами под мед на полурамку. Этот улей вмещает в гнезде 10-12 рамок. В наших условиях используется корпус на 10 рамок, поэтому магазин легче. В Германии встречаются «даданы» с магазинами под мед несколько большего размера с рамкой высотой около 160 мм. Считаю, что наши 145 мм лучше, так как надставки с медом тогда легче.
Дополнительные затраты труда и времени касаются зимовки в двух корпусах. Чтобы собрать гнездо в зиму, потребуется всего в 2 раза больше. Однако во второй половине лета пчеловод располагает несколько большим временем, не имеет такого «пресса времени», как при первой весенней ревизии, когда приходится пользоваться кратковременными потеплениями, и в ограниченное время осмотреть по возможности больше семей. Не вызывает сомнения, что в этой ситуации для работы с двумя корпусами потребуется почти в 2 раза больше времени. Потом нужно их еще отнести на склад. Очевидно, в случае с ульями Островской или великопольскими можно содержать семьи в двух корпусах, равномерно расширяя верхний корпус и нижний. Однако из моего опыта следует, что в контексте более позднего возникновения роевого настроения рациональней после облета собрать семью в одном корпусе.
Krzysztof Olszewski
Pszczelarstwo № 1/13
Пер. с польск. В. Ефимов