Работая с пчелами в роевую пору, мы стараемся сделать так, чтобы рой прививался туда, куда это нам необходимо. В идеальном случае — в улей, где он приживется и отстроит себе гнездо. У нас это происходит приблизительно с 90% всех вышедших роев. Рассмотрим несколько наиболее типичных примеров.
Когда рой-первак собирается покинуть свою семью, подносим к ней улей с тремя-четырьмя рамками (нужны для поддержания холстика). Стараясь не помешать выходу роя, вынимаем из гнезда этой семьи рамку с пчелами, медом, а еще лучше с печатным расплодом, но без маточников и ставим в принесенный улей, сверху прикрываем холстиком. Нередко используем расплод и пчел из любой другой, ранее отроившейся семьи, где матки еще не вышли. Получаем приманочный улей. Непрерывно натирая снаружи стенки, верхние бруски рамок и холстик зеленью котовника лимонного, перемещаем его вслед за кружащимися пчелами. Работать следует очень быстро, пока рой далеко не улетел. Когда пчелы начнут садиться на приманочный улей, ставим его здесь же и ждем пока в него соберется рой. Затем переносим улей в тень, на постоянное место, накрываем утеплительной подушкой, закрываем крышей, некоторое время спустя осматриваем, подставляем вощину, сотовые рамки — формируем гнездо. Нельзя закрывать леток, так как пчелы некоторых роев сразу же принимаются за работу, кроме того, исключается возможность запаривания семьи.
Рои с неплодными матками — втораки, третьяки легко ловятся на сильно ослабевшие после выхода первого роя семьи, которые бывают на каждой большой пасеке в период роения. Такая семья должна иметь незрелые маточники. Как только замечаем где-нибудь выход роя, с ее улья снимаем крышку, холстик и натираем рамки сверху котовником. Вносим улей в гущу летающих пчел. Рой соединяется с изроившейся семьей. Улей затем возвращаем на его прежнее место, отбираем частично или полностью расплод, срываем маточники, ставим вощину. Расплод передаем во вторые корпуса медовиков или создаем из него резерв для поимки и подсиливания роев.
Бывает так, что вышедший рой начинает возвращаться в свой же улей. Немедленно переносим его на другое место. А на освободившееся помещаем пустой с двумя-тремя сотовыми рамками и одной с печатным расплодом со зрелым маточником. Рой поселяется в новом улье. Большинство летных пчел из старой семьи усиливает его.
Аналогично поступаем, если рой стремится сделать налет на другую семью, находящуюся в роевом состоянии.
Нетрудно поймать рой на уже пойманный в этот же день. Небольшой рой, находящийся в натертой котовником роевне, можно поднять на шесте. Пчелы сядут на этот привой. При желании рои можно объединить, приоткрыв роевню.
Если рой уже поместили в улей, надеваем на него подкрышник с разделительной решеткой и натираем все котовником. Леток временно закрываем, улей переносим как можно ближе к летающему рою. После слияния роев на разделительной решетке отбираем лишних маток. Затем семью возвращаем на ее место.
Как поступить в ситуации, когда одновременно выходит три-четыре роя, стремящиеся образовать свалочный рой? Стоящие наготове два-три улья, заправленные пустыми и сотовыми рамками, выносим к основной массе летающих пчел. В каждый улей добавляем по рамке печатного расплода вместе с пчелами из резерва. Ульи и рамки непрерывно натираем котовником. Меняя положение ульев, добиваемся относительно равномерного распределения пчел, черпаком добавляем туда, где их меньше. В каждую из получившихся семей пускаем неплодную матку. Рамки в ульях закрепляем, накрываем гнезда кочевыми сетками и увозим на другую пасеку. Если их оставить на старом месте, то пчелы могут слететь в основные семьи.
Что делать, если рой все же привился не в улей, а на кустарник, траву, ствол дерева? Под куст подводим заправленный рамками (в том числе одна с расплодом) улей, натертый котовником. Пчел ссыпаем в него совком и сгоняем дымарем. С гибкого подвижного привоя рой стряхиваем резким толчком — улей для этого более удобен, чем роевня. Рядом с пчелами, севшими на траву, ставим улей, укомплектованный рамками, из которых одна с расплодом. Возле него кладем одну-две сотовые рамки, натертые котовником. Подгоняя пчел дымом, заставляем их подняться на соты. Затем переносим в улей. Остальные пчелы сами заходят через леток. Когда рой прививается на ствол дерева, стараемся расположить роевню или улей выше него, для чего используем лестницу-стремянку. Для прочного захвата веревкой на корпус улья привинчиваем металлические струбцины.
Рои снимаем и ловим рамкой с темными сотами, закрепленной легко снимающимся хомутом на трехметровом шесте. В некоторых случаях рои, даже втораки и третьяки заходят самостоятельно в ульи, подготовленные для поимки и стоящие на своих местах.
Конечно, все вышеперечисленные методы работы применимы при условии, что рои не поднимаются высоко.
Все пойманные рои целесообразно перевозить на другую пасеку, чтобы избежать близкородственного скрещивания и свести на нет их слет. Позднее, иногда на следующий день, окончательно собираем гнезда в ульях с роями. Наблюдение за пасекой ведем непрерывно. Дымари (не менее двух) разжигаем с утра. На разных участках пасечной территории делаем грядки котовника и отмечаем их положение цветными флажками, чтобы потом долго не искать. Котовник обладает довольно слабым приманочным эффектом. Для его успешного применения требуются определенные навыки. Но он практически ничего не стоит и повсеместно распространен. Феромонный препарат апимил возможно еще больше облегчил бы работу. Но, к сожалению, он пока еще недоступен многим пчеловодам. Может возникнуть вопрос: почему мы не применяем для поимки роев традиционное приманочное растение — мелиссу? Дело в том, что она прихотлива к почве, требует хорошего ухода, а в условиях Западной Сибири зимой вымерзает. Котовник же неприхотлив, зимостоек, почти не нуждается в уходе. Его зеленые побеги с листьями появляются ранней весной, прямо из-под снега.
Так как мы привлекаем рои не только котовником, но и расплодом, необходим его некоторый запас, который мы создаем в нескольких лежаках или во вторых корпусах, отделяя от маток разделительной решеткой. Расплод используем только зрелый, без личинок и яиц.
М.Ф.ХАЦИРЕВИЧ
Кемеровская обл.