Пчеловоды в нашей зоне оставляют пчел на зиму прямо в садах. В утепленных лежаках сильные, на 10–11 рамках, семьи зимуют по одиночке. После весенней ревизии до конца мая они развиваются без вмешательства пчеловода. Объем шестнадцатирамочного корпуса не сдерживает их рост. На ивовом и кленовом взятках они успевают сменить зимовалых пчел на молодых, усилиться, накопить несколько рамок весеннего меда и перги. Когда взяток с садовых культур ослабевает, гнезда осматривают, печатный мед отбирают. Если удается отыскать хозяйку гнезда, то ее с небольшим числом пчел удаляют из лежака. В солнечную тихую погоду перенос трех-четырех рамок с пчелами и маткой в соседний улей, стоящий в пяти метрах, проходит без осложнений. Взамен изъятых рамок ставят вощину.
Лишившись матки, семья выводит себе новую. На некоторое время в лежаке сокращаются работы по уходу за расплодом. Выходящие молодые особи пополняют население улья. Так как зацветает акация, а затем малина, то пчелы без работы не остаются.
Цветение акации продолжается две недели. В это время проводят замену сотов, отбор меда, раздачу вощины. Пока молодая матка станет плодной, взяток с акации подходит к концу, но продолжается медосбор с малины. В благоприятные годы за июнь удается получить по 20–26 кг меда отличного качества.
Если к разнотравному взятку матка не успевает начать яйцекладку, то семьи делят на ряд отводков. Если же она начинает откладку яиц, то в лежак ставят дополнительные соты и рамки с вощиной. За несколько недель, оставшихся до начала цветения вереска, семья с молодой маткой успевает усилиться. А двум маткам: старой в отводке, молодой в основной семье — предостаточно времени для наращивания пчел.
Семья с маткой-помощницей усиливается быстро, и последний летний медосбор объединенная семья встречает с молодой родоначальницей, а старую опять переносят в отводок, где она продолжает работать. Пчел и печатный расплод передают семье с молодой свищевой маткой, в дальнейшем от нее удается получить полфляги душистого меда.
Позднелетнее наращивание пчел проходит с помощью двух маток. Поэтому на зиму основной семье удается нарастить 10–11 улочек пчел. Гнездо формируют вблизи летка, так как население его нуждается в притоке свежего воздуха.
Осматривая в конце мая семьи, удается обнаружить маточники тихой смены. Желая сохранить старую матку, я делаю отводки. Так как маточников бывает часто два-три, то отводки требуют подсиливания. Для каждого из родной семьи забираю по одной рамке печатного расплода, молодых и летных пчел беру в соседних семьях.
Через неделю-две молодые матки в отводках приступают к работе, соты начинают заполняться расплодом. Отводки с матками тихой смены отличаются высокой продуктивностью. Поэтому именно их выгодно оставлять в зиму, чтобы получить возможность весной заменить тех родоначальниц, семьи которых плохо перезимуют.
Когда в семье всего один маточник, то отводок сразу получается сильным, ему достается половина рамок с печатным расплодом. Через две-три недели, когда семья со старой маткой усилится, выгодно организовать второй отводок. Пчелы стараются повторно заложить маточник тихой смены, и через некоторое время удается обнаружить и третий. В августе делать отводок нецелесообразно, поэтому основную семью оставляют в покое. После смены матки пчелы основной семьи успевают нарастить некоторое количество молодых особей за август и начало сентября. Используя пчел от трех маток, несложно усилить основную семью в лежаке. Зимовка проходит с небольшим количеством подмора, если большой процент пчел в основной семье — молодые.
Если семья летом заложила маточники тихой смены, но матку вы не видели, то оставлять ее в зиму нельзя. Треть таких маток зимой гибнет. Чтобы не было неприятностей, один из отводков объединяют с основной семьей.
Пчелы очень внимательно относятся к действующей в улье родоначальнице в августе, поэтому к зиме из двух они выберут лучшую. Если даже покалеченная матка и доживает до весны, то уже в мае пчелы пытаются ее сменить.
А.СЕЛИЦКИЙ
г. Витебск