С 1967 г. занимаюсь пчеловодством, а с 1977 г. выписываю ж-л «Пчеловодство». Сейчас у меня на пасеке 100 пчелиных семей.
Ульи делаю из кедровых досок шириной 400–420 мм, толщиной 32 мм. Подрамочное пространство 70–100 мм. Подкрышники не использую.
Плоские крыши глубиной 150–200 мм накрываю листом алюминия толщиной 1 мм. Они надеваются в нахлобучку, опираясь на ограничители, прибитые вокруг ульев и корпусов.
В зимний период, который длится шесть и более месяцев, семьи находятся в зимовнике под домом. Все это время в него не захожу, пчел не беспокою. Весной в день выставки осматриваю семьи и пересаживаю в чистые ульи; тем, у кого мало корма, даю распечатанные рамки меда; занимающие 5 и менее улочек объединяю. После выставки устанавливаю две поилки с теплой водой, одну обязательно с солью.
В апреле семьи не беспокою. В конце мая начинаю выводить маток. Для этого ставлю вторые корпуса с двенадцатью рамками, из нижнего корпуса убираю все темные и медовые. Запечатанный мед распечатываю и переношу в верхний корпус. На кочевку выезжаю во второй декаде июня. К этому времени почти все семьи занимают по два корпуса. В любой день они готовы к перевозке на медосбор.
Ульи погружаем с помощниками в кузов КамАЗа вручную. Первый ставим в угол, затем плотно к борту в ряд еще три. Сверху на эти ульи устанавливаем четыре следующих. Четыре нижних улья второго ряда ставим плотно к борту и первому ряду и т.д., пока не погрузим всю пасеку. Сзади остается место для тележки, медогонки, пустых ульев и необходимого инвентаря.
Сбоку во всю длину кузова прямо к ульям второго яруса прибиваем плахи и через верх притягиваем их к бортам веревками. После того как ульи надежно закреплены, можно ехать с любой скоростью. На погрузку уходит примерно час, на переезд к месту медосбора (140 км) — чуть меньше двух, на разгрузку — меньше часа, все делаем очень быстро.
На точке работаю один. Третьи корпуса ставлю в июле. В этом же месяце делаю отводки по методу В.Г.Кашковского. Иногда выходят рои. Ловлю их с помощью апимила либо ставлю рамку с пчелами из роящейся семьи в роевню, и рой сам в нее прививается. Улей, из которого он вышел, убираю в сторону, а на его место ставлю новый с вощиной и в него пересаживаю рой.
В прошлом году агроном сообщил, что донник будут обрабатывать. Произошло это в разгар медосбора, когда привесы контрольного улья были по 6 кг в день. Без подготовки перевезли пасеку, на которой некоторые семьи занимали по три дадановских корпуса. Мертвых пчел в ульях не было, ни одна рамка не оборвалась. На следующий день принос нектара был 4 кг.
Семьи, которые меньше всех собрали меда или заболели аскосферозом, ежегодно выбраковываю, а маток вывожу только от самых лучших.
Ежегодно сажаю клен и тальник по пустырям, весной и осенью везде сею синяк и донник, а вокруг изгородей сажаю малину. Если все пчеловоды будут выращивать медоносные деревья и кустарники, то и кочевать не придется.
Такие мои пожелания.
А.Н.ЗИНЕНКО
Красноярский край