Каждую осень любого пчеловода охватывает тревога за исход предстоящей зимовки. Неслучайно появилась пословица «Цыплят по осени считают, а пчел — по весне». Корифей российского пчеловодства Г.Кандратьев предлагал за главный критерий оценки профессионализма пчеловода принимать исход зимовки.
Многие вполне обеспеченные пчеловоды тратят большие средства на обустройство совершенных зимовников, придумывают сложнейшие системы искусственного обогрева и вентиляции, оснащают автоматикой. Но нередко даже при таком подходе качество зимовки оставляет желать лучшего.
В нынешней тяжелой обстановке при малой доходности пчеловодства, особенно в далекой провинции, следует искать варианты более дешевой зимовки.
Более 30 лет изучаю и совершенствую зимовку пчел в шалашах. Этот метод прост, надежен и достаточно перспективен. Он очень хорошо зарекомендовал себя в горно-лесной, таежной и горно-степной зонах, где зимой, как правило, бывает ровный снежный покров толщиной от 0,5 до 3,0 м.
В степной зоне, где сильный ветер сдувает снег с шалашей, их можно защитить насаждениями или изгородями. Подобным образом поступил пчеловод из степного Таврического района Восточного Казахстана В.Рузанов и провел уже три успешные зимовки.
Шалаш — простейшее сооружение. На два столба, вкопанные в землю, кладу балку, а на нее с двух сторон — наклонный настил из жердей (можно использовать горбыль). Наклон должен быть не слишком пологим, чтобы хорошо стекала вода во время дождя или таяния снега, и не слишком крутым, чтобы задерживался снег.
Жерди укладываю на расстоянии 20–30 см друг от друга. Накрываю их сначала ветками кустарников или лапником, а затем ровным, плотным слоем сена (лучше осоки). Его толщина зависит от глубины снежного покрова зимой. Чем глубже снег, тем тоньше может быть покрытие шалаша. Осоку укладываю плотнее, поэтому покрытие из нее может быть тоньше, чем из сена.
Солому использовать не следует. Ее трудно уложить ровным слоем, покрытие из нее «плывет», появляется много неровностей и ям, в которых скапливается вода. Намокшая солома смерзается и перестает быть утеплителем. К тому же она привлекает мышей.
Даже толстый слой сена, если его неправильно уложить, не защитит от воды. Поэтому начинаю укладывать сено снизу, чтобы каждый вышележащий слой перекрывал нижний и вода не затекала в шалаш.
Размер шалаша рассчитываю, исходя из числа семей и системы ульев. Высота потолка в центре под балкой такая, чтобы можно было ходить в полный рост.
Пол в шалаше устилаю слоем сена и на него кладу толстые жерди. На них устанавливаю ульи без крыш плотными пирамидами: в первом ряду пять ульев, во втором — три, а в третьем — два или один.
Если не постелить под жерди сено, в ульях нижних рядов может появиться плесень (подобное случается в плохо просушенных зимовниках). Можно положить на землю толь или рубероид, но мне не нравится их запах. Вот осока или сено с ароматом мяты — это другое дело!
Для большой пасеки, исходя из практики и наблюдений, оптимально делать шалаши на 50–60 семей. Их и обслуживать удобнее. Хотя прекрасные результаты получались и тогда, когда в одном шалаше зимовало 15, а в другом — 80 семей.
М.И.ГУСЛЯКОВ
Республика Казахстан,
г. Усть-Каменогорск