Как ни странно, но в те годы, когда пчелы роятся особенно неудержимо, пасеки бьют рекорды по медосбору. Хотя по большому счету роение — это беда для пчеловодов: неделю до него и неделю после пчелиная семья не работает. Поэтому они тратят массу сил на борьбу с этим явлением. А его можно грамотно использовать, зная, что отроившаяся семья работает с невиданной силой. На своей пасеке мне это удалось.
Когда семьи набирают силу и уже находятся на грани роения, организую на каждые десять семей роевой ящик. Это лежак на 24–28 рамок, в который переношу все лишние рамки с расплодом и пчелами, удаляя все роевые и свищевые маточники. Новые не появятся, потому что матки в роевом ящике нет, а значит, и рой из него выйти не может. Потеряв излишки расплода и пчел, основные семьи не впадают в роевое состояние и продолжают интенсивно работать.
С лежаком поступаю следующим образом. Вывожу племенных маток в семье-воспитательнице, за 3–4 дня до их выхода помещаю маточники в маточные клеточки и ставлю между рамок в роевой ящик. В день выхода маток проверяю их число и качество. Еще сутки они находятся в лежаке. Затем делю его содержимое на 3–6 частей: сколько позволяет число маток и наличие свободных ульев. Слетов, как правило, не бывает. Пчелы принимают всех выпущенных из клеточек маток. Уже через несколько дней новые семьи начинают активно работать. После того как облетятся матки, ставлю в гнезда как можно больше вощины и слежу, чтобы было место для откладки яиц.
Такой противороевой прием нельзя назвать трудоемким. Гораздо сложнее и рискованнее ловить бегающих по сотам маток и лазить по деревьям за роями.
Используя роевой ящик, можно легко перейти на другую породу пчел, за один сезон заменив на всей пасеке маток. Тогда семьи со старыми матками окажутся в роли помощниц, а ядром пасеки станут поделенные роевые ящики с новыми матками.
В.Н.ИЛЬНИЦКИЙ
Саратовская обл.