Технология вывода маток еще далека от совершенства, так как связана и с вопросами биологии размножения и жизнедеятельности семьи, и с разработкой соответствующего высокопроизводительного оборудования и инвентаря. Очень часто именно из-за отсутствия последнего матковод не в состоянии максимально использовать биологический потенциал семей- воспитательниц.
В технологию вывода маток входят подготовка и уход за семьями-воспитательницами и прививка личинок (яиц) с последующей их передачей на воспитание. Эти операции составляют одно целое. Просчеты на любом из этих этапов обязательно отразятся на конечном результате — качестве и числе получаемого племенного материала. Прежде всего это касается прививки личинок. Известно, что для вывода маток наиболее подходят личинки молодого возраста (до 12 ч). Размер их фактически такой же, как у яиц. Для того чтобы извлечь такую личинку, необходимо иметь хорошее зрение, но и оно часто подводит, если матковод работает с очень светлым или темным сотом. В одном случае личинку не видно, а в других из-за отражения света от корма (маточного молочка) и тела самой личинки ее также сложно заметить. В подобных ситуациях специалисты используют дополнительное освещение или частично подрезают соты. Уменьшение высоты ячеек ведет к порче сотов, хотя пчелы, естественно, исправляют эти дефекты.
Чтобы увеличить число принимаемых на воспитание личинок, рекомендуют соблюдать параметры микроклимата гнезда. Личинки при непродолжительном пребывании вне его не погибают, если температура окружающей среды колеблется в пределах 20-35°С. Более чувствительны они к влажности воздуха и прямым солнечным лучам, которые не только обезвоживают личинок, но и убивают их ультрафиолетовым излучением. Даже непродолжительное воздействие указанных факторов может повлиять на прием личинок семьями-воспитательницами. Менее жизнеспособный племенной материал пчелы отказываются кормить и уничтожают. Поэтому прививку необходимо проводить в специально оборудованной комнате или небольшом боксе, где поддерживается температура 24-25°С и относительная влажность воздуха 85-95%. К сожалению, многие матководы пренебрегают указанными рекомендациями, а из-за плохой видимости объекта зачастую время переноса увеличивается, возрастает вероятность травмирования личинок и снижается процент приема.
Сейчас к услугам специалистов множество способов и различное оборудование для подготовки личинок к маточному воспитанию. Наиболее распространен метод с переносом личинок, осуществление которого возможно только с использованием шпателя. Именно этот инструмент мы усовершенствовали.
Отличительная особенность предлагаемого шпателя — точечная подсветка ложечки световодом из стекловолокна, подведенным к ее кончику. Держатель (основа шпателя) изготовлен из полой дюралевой трубки Ø9 мм, длиной 9 см. В ее верхней части сделано гнездо для расположения источника освещения, а в нижней — цанговый фиксатор шпателя (Ø3 мм). Шпатель делают из нержавейки (возможно использование и других материалов) длиной 4 см. Световод из световолокна располагают по всей длине полости держателя, протягивают через трубчатую часть шпателя и подводят к ложечке, фиксируя в местах изгибов бандажом. Световод должен быть удален от ложечки на 2-3 мм. К источнику освещения, лампочке, подается переменный или постоянный ток. В случае использования источника постоянного тока шпатель снабжают кнопочным выключателем. Пользуются освещением во время захвата личинки и снятия в маточной мисочке. Локальный источник постоянного тока (батарею) располагают на ремешке, который надевают на кисть руки и соединяют с лампочкой кабелем. Мини батареи (часовые) устанавливают непосредственно в держателе шпателя. При работе с переменным током можно пользоваться обычным блоком питания калькулятора.
Кроме светового волокна мы опробовали миниатюрные лампочки накаливания, светодиоды, рубиновые лазерные излучатели. Эти источники освещения устанавливали в 5 мм от ложечки. Как показали опыты, лампочки накаливания сильно нагреваются и от соприкосновения с воском, покрываются налетом, что ухудшает видимость объекта. Рубиновые лазерные излучатели значительно повышают стоимость шпателя.
Мы расположили источник освещения в верхней части держателя для того, чтобы исключить повышение температуры в рабочей зоне. Передающийся световой поток через световод не вызывает перегрева ложечки шпателя и воздуха в пчелиной ячейке. Хорошая освещенность ячейки обеспечивает не только удобство в работе, но и делает процесс прививки личинок более производительным.
Результаты сравнительной оценки прививок племенного материала показали, что в 54 случаях затраты времени на перенос 24 личинок были на 33,1% меньше при использовании шпателя новой конструкции по сравнению с контролем. Однодневные личинки находились как в свежеотстроенных и светло-коричневых, так и в темных сотах. Разница между контрольной и подопытной группой статистически высокодостоверна (Р>0,999). Следует иметь в виду, что время переноса личинок, их прием на маточное воспитание, выход неплодных маток зависят еще и от квалификации специалиста и целого ряда других факторов.
В опыте из 12 переданных на маточное воспитание партий личинок в контрольной группе было принято 65,6%, в подопытной — 81,6%. Разница между контролем и опытом по данному показателю — 24,3% в пользу последней. В опыте выход неплодных маток был на 46,4% больше, чем в контроле (Р>0,98).
При переносе личинок обычным шпателем (контрольная группа) отмечались следующие недостатки: во-первых, при отборе личинок из темных ячеек их было сложно разглядеть, а в светлых они сливались с кормом; во-вторых, плохой обзор ячейки приводил к учащению ошибок при захвате шпателем личинок, что сопровождалось травмированием последних, протыканию дна ячейки и др., и приводило к увеличению затрат времени, снижению процента приема личинок и выхода неплодных маток. Использование шпателя с волоконно-оптической системой подсвечивания упрощало работу, сводило ошибки практически к нулю.
Учитывая то, что усовершенствованный шпатель прост в изготовлении, дает хорошие результаты при подготовке племенного материала, рекомендуем использовать его в хозяйствах разведенческого направления.
В.БРОВАРСКИЙ
г. Киев,
Национальный аграрный университет