Мы уже не раз обращались к проблеме коллапса пчелиных семей (КПС), которая сегодня стала темой номер один для пчеловодов многих стран мира. Даже у тех людей, которые далеки от проблем нашей отрасли, есть понимание ее важности для сельского хозяйства и в целом для окружающей среды, а также того, какой урон и какие непоправимые последствия может нанести исчезновение пчел. А что же говорить о людях, занимающихся пчелами профессионально на практике либо на научном уровне. Большинство согласно с тем, что массовый слет пчел случался и раньше, однако масштабы проблемы в настоящий момент выглядят серьезнее, чем в предыдущие годы.
В разных странах и на международном уровне сформированы рабочие группы, цель которых — подробнее изучить коллапс пчелиных семей, выявив основные причины этого явления и, по возможности, найти решения проблемы. Как мы уже сообщали, на конгрессе Апимондии в Австралии (2007) ряд докладов был посвящен массовой гибели пчел. В рабочую группу Апимондии по КПС вошли более 20 стран. Ее возглавляет координационный комитет в лице следующих ученых: Marie-Pierre Chauzat, Antonio Nanetti и Peter Neumann.
Многие исследователи во всем мире соглашаются, что существует ряд факторов, которые могут негативно влиять на пчел: новое поколение пестицидов + совместное воздействие группы пестицидов; накопление в воске остатков препаратов, которые применяют против варроатоза; прямые и сопутствующие разрушения, вызванные варроатозом + неизвестные вирусы; ухудшение биоразнообразия — небольшой набор пыльцы; новые заболевания: Nosema ceranae и др.; стресс, вызванный переменой погоды, миграцией семей пчел, плохим питанием; электромагнитные излучения (особенно радиостанций, TV, мобильных телефонов и других приборов); влияние генетически модифицированных растений.
Созданы рабочие группы ученых и в США. В недавнем отчете доктора Diana Cox-Foster говорится, что многие бактерии, грибы и вирусы были найдены как в больных, так и в здоровых особях пчелиных семей. Так, один из патогенов, а именно израильский вирус острого паралича пчел (ИВОП) (Israeli Acute Paralysis Virus — IAPV), оказался в 84% «больных» семей и всего лишь в 5% здоровых образцов. «Вряд ли будет справедливо сказать, что ИВОП — причина коллапса пчелиных семей. Он, как минимум, может служить явным показателем именно этого феномена» — так, ссылаясь на работу этой группы, сообщает в своей статье о КПС Jerry Hayes (American Bee Journal, Dеcember, 2007).
Как говорят Yanping Chen и Jay D. Evans (USDA-ARS, Bee Research Laboratory, Beltsville, Dеcember, 2007), ИВОП находили и у вывезенных пчел из Австралии, и в маточном молочке китайского происхождения. Этот вирус ранее не был описан в США, однако, учитывая его связь с КПС, в настоящее время к его изучению подошли очень серьезно.
Согласно данным американских исследователей («AXcess News», Вашингтон, USDA), впервые израильский вирус острого паралича был идентифицирован в 2002 г. в Израиле, в связи с чем и получил свое название. Инфицированные им пчелы вели себя необычным образом, отмечалось судорожное дергание крыльями, когда они находились вне улья; шла значительная убыль пчел. ИВОП — близкий «родственник» кашмирского вируса, который ранее находили в США. (Согласно тому же источнику израильский вирус острого паралича может переноситься клещом варроа.)
Доктор Jay D. Evans (USDA/Beltsville) разработал чип считывания гена, который даст возможность установить, имеются ли у пчел потенциальные возбудители КПС, об этом сообщает в своей статье Jerry Hayes. Говоря иными словами, эта технология может сказать, какой из иммунных или стрессовых генов «включен» (явно виден) или «выключен» в исследуемых образцах пчел. В то же самое время чип поможет выявлять наличие уже известных патогенов.
Если ген определенной части иммунной системы пчелы «включен», то можно увидеть, какая группа организмов имеет отношение к исследуемому явлению. Исследовательская группа в университете Иллинойса (University of Illinois) использует микроматрицу медоносных пчел схожим образом. Матрица дает четкую картину всего генома пчелы для выявления генов, связанных с КПС. Подобные тесты как бы «спрашивают саму пчелу»: было ли оказано на нее воздействие возбудителями заболеваний, химическими веществами или даже плохим питанием — вероятными причинами КПС?
Далее Jerry Hayes пишет о работе группы государственного университета Северной Каролины (North Carolina State University) во главе с доктором David Tarpy, которые пробуют проследить наследственность (историю) рода или биологического вида образцов пчел. Их работа поможет дать ответ на вопрос: «Являются ли некоторые пчелы более восприимчивыми к этому явлению, чем другие, что связано с их принадлежностью к определенному биологическому виду?». Например, поддаются ли быстрее пчелы итальянского происхождения воздействию факторов, причисляемых к КПС-симптомам, чем кавказянки, или наоборот.
С.ПАНТЮХИНА
ЛИТЕРАТУРА
1. Jerry Hayes, Colony Collapse Disorder, American Bee Journal, December, 2007.
2.Yanping Chen & Jay D. Evans, Historical Presence of Israeli Acute Paralysis Virus in the Unated States, American Bee Journal, December, 2007.
3. «AXcess News», Washington, USDA.