Каждая пчелиная особь и семья в целом проводят основную часть своей жизни в замкнутом пространстве улья, поэтому важнейшая проблема современного пчеловодства — экологическая безопасность внутриульевой среды и околоульевой зоны. К сожалению, неэкологичные, то есть далекие от природы пчел и просто вредные для них, вещества и материалы все чаще становятся постоянными их спутниками. Нередко улей становится убийцей пчел и одним из главных загрязнителей продуктов пчеловодства. Концентрация вредных веществ в воздухе улья может быть в десятки раз выше, чем вне его. Следовательно, экология улья — еще один мощный фактор, воздействующий на медоносную пчелу и в значительной степени определяющий не только состояние ее здоровья, но и продуктивность.
Даже с экологической точки зрения деревянный улей стараниями пчеловода нередко превращается в настоящую мусорную кучу. Коровий помет, глина, битое стекло — этим составом принято замазывать щели и дыры поврежденных ульев против мышей. Смесь олифы и керосина рекомендуется для грунтовки улья. Керосином, нефтью, мазутом, отработанным машинным маслом обмазывают ульи при борьбе с муравьями и пчелиным воровством. Рубероид и пергамин давно заменили бересту и солому, считаются незаменимыми материалами для обертывания ульев в осенне-зимний период. Резиной уплотняют вставные доски. Вазелином, литолом, солидолом обмазывают противоклещевые вкладыши. Все больше в пчелином гнезде появляется металла. Некоторые пчеловоды при объединении семей используют одеколон.
Впору говорить об экологии сознания, когда известные авторы советуют в качестве надгнездового утепления (поверх укрывного холстика) применять старые одеяла, фуфайки, шинели, матрасы! Пчеловоды любят нахваливать свой мед, но если бы потребители знали, в каких условиях подчас он производится, то некоторые хозяева пасек навсегда лишились бы доверия своих покупателей.
В последние десятилетия пчеловоды ведут против своих подопечных широкомасштабную химическую войну. На смену опасным металлосодержащим краскам, отравляющим продукты пчеловодства ртутью и свинцом, пришли синтетические с резким запахом, продуцирующие токсичные для пчел испарения. Столярный клей с раздражающим специфическим запахом заменяют клеем ПВА и другими соединениями, действующими на пчел еще более угнетающе.
В клееных ульях семьи значительно отстают в развитии. Удручают и сообщения об ульях из ДСП. В качестве связующего компонента в древесно-стружечных плитах применяют фенолформальдегидные смолы, поражающие иммунную систему организма насекомого.
Пластмасса в виде разделительных решеток, поилок, кормушек, маточных мисочек, пластиковой вощины и сотов сопровождает пчел на протяжении всей жизни. Возможно, это выгодно для бизнеса, но никак не для пчел. При производстве пластмассы из-за неполного синтеза в материале остаются и впоследствии при применении в улье постепенно улетучиваются неполимеризованные химические соединения, крайне негативно действующие на пчелиные семьи. На поверхности расположенных в улье пластиковых конструкций постоянно накапливается статическое электричество, отрицательно влияющее на нервную деятельность насекомых, озлобляющее и дезориентирующее их, усиливающее проникновение в жилище пчел извне токсических синтетических соединений и их накопление в виде пыли, которая, в свою очередь, становится убежищем для различных микробов.
Все сказанное относится и к пенопластовым ульям. Кроме того, например, пенополиуретан причиняет значительный вред здоровью самого пчеловода. При вдыхании пылевидные частицы этого материала вступают в соединение с протеином в легких и со временем изменяют их структуру, в результате может развиться эмфизема легких. Вредные газы, истекающие из пенопласта в теплое время года, разрушают ферментную и другие жизненно важные системы организма пчелы, нарушают работу ее зрительного аппарата, побуждают семьи к дополнительному вентилированию гнезда, выгрызанию стенок улья и т.д. Эластичный полиуретан, используемый в качестве уплотнителя, выделяет при старении до 60 мг синильной кислоты на 1 г материала.
«Наши предки ели деревянной ложкой из одного котелка и почти поголовно умирали молодыми» — примерно так сегодня рекламируют синтетические ульи. Оставим подобные высказывания на совести авторов, пропагандирующих пенополистирол. Уже само его производство наносит природе значительный вред. Как и другие пенопласты, это негармоничный для пчел материал. Кроме того, ничто сегодня так не загрязняет Землю, как медленно тлеющие свалки «гигиеничного» полистирольного мусора. Выделяемые при низкотемпературном горении вещества с канцерогенными и мутагенными свойствами все чаще попадают в нектар и пыльцу, становятся «естественной» составляющей продуктов пчеловодства.
Когда в улье присутствует не один, а несколько синтетических материалов и выделяемые ими вещества соединяются между собой, образуются ядовитые композиции с неизвестными непредвиденными свойствами. Проникая в организм пчелы, они могут вызывать изменения, влияющие не только на взрослых насекомых, но и на будущие поколения.
Более 500 лет назад выдающийся ученый Парацельс писал: «Что не есть яд? Все вещества ядовиты и ни одно не безвредно. Только доза решает, ядовито вещество или нет». Сегодня назрела необходимость позаботиться о снижении количества ядовитых веществ в улье.
Благодаря уменьшению подобной нагрузки со стороны улья взрослые особи и расплод не подвергаются воздействию токсичных веществ, семьи не страдают от посторонних запахов, расплод дышит чистым воздухом; не снижается иммунитет пчел; отсутствуют нежелательные изменения наследственных свойств и признаков организма крылатых тружениц; на пасеке отсутствуют неподдающиеся диагностике заболевания, распространенные болезни проявляются значительно реже и в меньшем объеме; пчелы не страдают от переизбытка статического электричества, не отвлекаются на бессмысленные работы (например, «очистка» пенопластового улья от пенопласта); увеличивается продолжительность жизни рабочих пчел, повышается качество трутней, матки сохраняют здоровье и демонстрируют высокий темп яйцекладки на протяжении нескольких сезонов; семьи производят мед и другие продукты без вредных примесей, посторонних включений и запахов; возрастает их сила, количество расплода увеличивается на 20%, производство товарного меда повышается на 20–30%.
А.С.СЕНЮТА
Псковская обл.