В мире

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Четверг октября 10, 2024
матка и пчелы

пчелыСегодня на пчеловодных Интернет форумах в области производства маток встречаются различные рекомендации по использованию джентерского сота, а точнее – кассеты. Встречаются и варианты его усовершенствования, которые используют как базу для новых разработок. Мастер этой кассеты допустил серьезные упущения и неудачные дополнения при воспроизводстве двух болгарских изобретений, запатентованных в ИНРА – Болгария, надлежащим образом описанных в бюллетенях этой организации, и запатентованных также в России, бывших ГДР, ЧССР, и в других странах. Это:

1. Метод и устройство для искусственного вывода пчелиных маток и для получения пчелиного молочка. Авторское свидетельство № 28724 от 19.01.1978 и патент бывш. ГДР № 160939 от 05.02.1982 г.

2. Устройство для получения пчелиных яиц и личинок. Авторское свидетельство № 33595 от 14.11. 1979 г.

 
 

На конгрессе Апимондии в Варшаве джентерскому соту соответствующая комиссия этой организации дала «Золотую медаль» без упоминания, что на это изделие уже выдан патент, но только не на имя Карла Джентера. Поэтому его сделали популярным во всем мире, и пчеловоды широко начали его применять, не подозревая, что в большинстве случаев получают маток с физиологическими отклонениями, что отрицательно сказывается на их успехе в пчеловодстве. Может быть некоторые спросят, почему реальные изобретатели не представили оригинальные соты на конгрессе в Варшаве, чтобы избежать подобной ошибки. Дело в том, что тогда в Болгарии изобретения являлись государственной собственностью, что и регистрировалось. Существовала, конечно, возможность и личного патента, но это было сложным и почти безнадежным делом, да и к тому же достаточно опасным. Иначе говоря, никто не мешает авторам творить и создавать действующие модели, но распоряжаться ими право имело только государство посредством предприятий, к ведению которых относилась та или иная разработка. Поэтому на эти предприятия возлагались и соответствующие права по экспериментам и по внедрению. Для эксперимента и внедрения необходимы соответствующие структуры и кадры. Эти «кадры» обычно предъявляют свои претензии на соавторство, иначе изобретение обречено на забвение. Даже если изобретатель сам создал действующий образец, представить его на международную выставку, опять же, нужно согласие соответствующего предприятия.

Внедрять это изобретение уполномочен был Болгарский пчеловодный союз. Поэтому действующий образец своего изобретения изобретатель представил председателю этого Союза. Тот с большим энтузиазмом взялся за подготовку представления его на конгресс в Варшаве, но в последний момент обнаружилось, что нет научного сотрудника, который бы мог его представить, так как, если такой и был, он не был соавтором, а поэтому не был заинтересован, и неизвестно было, что о нем говорить, и нужно ли его представлять.

Поэтому когда в интернете появился сайт журнала «Пчеловодство», который может прочитать любой пчеловод в мире, решил, что нужно познакомить пчеловодов с этим описанным выше изобретением и с последующими созданными и проверенными экспериментально рамками второй половины прошлого столетия, что довели до 100% возможность ликвидировать акарапидоз, – бич современного пчеловодства, – и с условиями производства элитных пчелиных маток, гарантирующих высокопродуктивное пчеловодство.

Сначала позволю себе представиться.

Родился я в 1930 г. в болгарском селе Мусилиево на реке Дунай близ Никополя 10 февраля в день св. Харлампия, покровителя пчеловодов. Назвали меня Ангел по отцу (Ангел Марков). Мать – Александрина (Дрина) Трилова. Мне уже 78 лет. Почти все свободное время (около 50-ти лет) посвещаю экспериментальным работам в пчеловодстве – производству маток.

В семье имелись пчеловоды и очень много литературы по этой области. Основная моя профессия – телевизионная техника и машиностроение. Жизнь занесла меня в город Перник в 25 км от столицы. Потом перебрался в село Драгичево и начал разводить пчел. Все шло хорошо, пока откуда-то не появился варроатоз. К этому времени, когда семьи начали исчезать, я имел более 30 семей, но с этим заболеванием знаком не был. Коллеги-пчеловоды тоже начали жаловаться на такую же беду.

Семьи размножал, так как сам выводил маток различными способами, описанными в пчеловодной литературе. При этом занятии старался соблюдать все рекомендации. Матки, получаемые до появления варроатоза, очень хорошие, а после стали не такими хорошими, как прежде. Старался найти способ, чтобы матки были безупречными. В различных руководствах рекомендуется маток выводить из яйца. Остановился на двух способах, – это способ профессора Пала Ёрёши, – при которых яйца получают вырезкой ячейки вместе с донышком и прикрепляют к дну маточной мисочки. Позже узнал, что этот способ был предложен еще в 1860-70 гг. русским пчеловодом Гусевым, только его мисочки были изготовлены из дерева. Этот способ давал хороших маток, но большей частью все зависело от заложенного яйца. Кроме того, этот способ очень трудоемкий. Поэтому способ не нашел широкого применения.

Этим я занимался в 1974-1976 гг. Тогда же у меня возникла идея поместить в ячейку искусственное дно (что не составляло труда, поскольку я тогда уже был матководом высокого разряда), и после того, как матка отложит туда яйца, вынуть их и поместить в углубления маточных мисочек. Все получилось успешно, и матка откладывала туда яйца, но выемка их оказалась проблемой, так как при их переворачивании и сотрясениях (дочка помогала мне в этой работе), яйца отлеплялись. Тогда сот поставил на специальный держатель, вырезал ячейки на части с обратной стороны коричневого сота и удалял донышки из некоторых ячеек, а в полученные отверстия ставил отдельные донышки. На этот раз работа шла легче, маток выводил как из яиц, так и из личинок. Разница между ними, хотя и небольшая, все же была. Сделал искусственный сотик, но пчелы принимали его плохо, осваивали только небольшую его часть в середине. Вырезал эту часть и встраивал в отстроенный нормальный пчелиный сот. Пчелы стали это принимать и отстраивать, но, вопреки ожиданиям, несколько меньшего размера. Пчелы отстраивали его и оформляли внешний вид сота как все целое.

Вот здесь я столкнулся с новыми знаниями о жизни пчел. Во-первых, если вкладыши изготовлены из ПВЦ (поливинилцеллюлезы) и другой похожей пластмассы с большей теплопроводностью и теплоемкостью, чем остальная часть сота, то матка не откладывает туда яйца пока весь сот не будет заполнен расплодом и его температура не выровняется с температурой всего сота. Вкладыши, таким образом, создают для пчелиной матки тепловой барьер. Тогда я в одном из экспериментов накрыл матку решеткой, и матка заполнила яйцами сектор с вкладышами. При таком положении сот заполнился расплодом, т.е. личинки из яиц там вылуплялись, но электронный термометр показывал, что температура там была ниже, чем вокруг, в остальной части сота. Личинки из яиц вылупляются при температуре ниже нормальной, а это приводит к физиологическим изменениям у будущих маток, что нежелательно. Получаемые при этом матки оказываются неполноценными. Это была вторая новость из биологии пчел, научившая меня, что матку не следует насильственно заставлять откладывать яйца, накрывая ее колпачком или помещая в изолятор. Даже когда в улье находится только один сот, матка не откладывает яйца в секторе с более низкой температурой, чем необходима, даже если вкладыши идеально встроены во всем соте. Так это навело меня на мысль использовать пчелиную матку в роли идеального контролера в проводимых исследованиях. Это оказало мне очень большую помощь, т.к. с ее помощью я испытывал различную искусственную вощину для пчелиных сотов, когда я вставлял ее в середину расплода в улье, и пчелиная матка «показывала» очень точно, каково мое мастерство и, естественно, что нужно сделать, чтобы работа моя была результативной. Так, мало помалу, нашел «общий язык» с пчелами, в результате чего я смог создать вощину для пчелиных сотов, которую пчелы воспринимали как естественную, выводили в ней расплод и прочее.

Эта наша разработка послужила базой первого нашего изобретения, и было потрачено много труда по его усовершенствованию, а Jenter создал свой «клонинг» как простую выемку сота из кассетного улья, удалив тепловой элемент и ставя его в обычный улей. При таком использовании сотовая кассета оказывается холодной, и матка отказывается откладывать в нее яйца. Поэтому ее накрывают колпачком из ганемановой решетки. Полученные таким образом матки хуже тех, что получаются из свищевых маточников, заложенных на молодых личинках, несмотря на то, что все выглядит прекрасно.

 
 

Я начал создавать новую технологию для вывода маток с единственной целью, чтобы не переносить личинок с помощью иглы, что нарушает целостность среды, в которой они находятся, а это снижает качество получаемых маток ниже свищевых, закладываемых на молодых личинках. К этой мысли меня подтолкнули и высказывания некоторых русских специалистов в журнале «Пчеловодство», утверждающих, что матки, получаемые из свищевых маточников, закладываемых на молодых личинках или яйцах, лучше тех, что получены с переносом личинок иглой. Тысячи экспериментов, которые мы провели, показывают, что это совершенно верно. Рекомендую матководным хозяйствам, а также для получения пчелиного молочка, использовать в своей работе для получения одновозрастных яиц и личинок кассетные ульи. А любители пчел – пчелиные соты на керамической вощине, имеющие сектора с отделяемыми донышками, которые можно использовать в обычных ульях без применения электроэнергии и без принудительной изоляции матки. Ниже показываю вам элементы этого оборудования и копию рекламного материала Джентерова сота в бельгийском журнале фламандских пчеловодов.

Ангел Марков

Перевод с болгарского В.Ефимов

 

Конференция по пчеловодству
ЛУЧШИЙ МЕД РОССИИ — 2024
Клуб пчеловодов «Крылатский» приглашает

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59 (WhatsApp)

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

VKOKTelegram

Сейчас на сайте 143 гостя и нет пользователей

Яндекс.Метрика