В нашей стране, как известно, разводят три породы пчел: среднерусскую, карпатскую и серую горную кавказскую. Каждая имеет свои хозяйственно полезные, этологические и морфологические признаки.
Среднерусская порода: крупные пчелы темно-серой окраски, при сплошном покрытии рамок отливают металлическим блеском, короткий хоботок, сухая печатка меда, агрессивны, ройливы, отлично работают на бурном и богатом медосборе и успешно переносят суровые условия зимовки и т.д.
Серая горная кавказская порода: пчелы некрупные, светло-серые, длинный хоботок, мокрая печатка меда, удивительно миролюбивы, плохо переносят зимовку и т.д. (Г.Д.Билаш, Н.И.Кривцов, 1991).
Карпатская порода: пчелы имеют размер тела промежуточный между среднерусскими и кавказянками, так же как и длину хоботка, печатка меда смешанная, серебристое опушение, среднеагрессивные, малоройливы, бурно развиваются весной, охотно работают на всех типах медосбора, хорошо зимуют и пр. (В.А. Гайдар, 2004).
Казалось бы, все ясно, а если еще дополнить этот перечень показателями породоопределяющих признаков: кубитального индекса и дискоидального смещения, то легко установить, с какой породой имеешь дело.
Однако В. Крубер (1994) пишет, что отмечается размывание наследственных признаков. Как известно, в Европе чистопородные пчелы подверглись сильнейшей метизации. Не секрет, что у нас в России на пасеках также преобладают помеси самых разнообразных сочетаний. Этот процесс сейчас остановить нельзя, так как нет никаких реальных ограничений (постановлений, законов), способных его контролировать. К сожалению, довольно часто пчеловод решает проблему приобретения пчел и маток не с точки зрения породной принадлежности, а прежде всего учитывая сроки покупки, ее простоту и стоимость.
Благодаря обширности территории нашей страны можно быть уверенным (и это подтверждено исследованиями), что в отдаленных уголках есть пчелы, которые сохранились в первозданной чистоте, например в Пермской и Вологодской областях, на Алтае и т.д. Есть республики, которые сберегают аборигенных пчел как национальное достояние — Татарстан, Башкортостан. Имея исходный материал, с помощью приема двойной замены маток можно довольно быстро (при желании) восстановить массивы чистопородных пчел на больших территориях. Главное, чтобы он был, этот исходный материал. Вот поэтому следует обратить внимание на сообщения немецких коллег.
В.Крубер (1994) в течение длительной исследовательской работы, анализируя показатели породоопределяющих признаков пчел, установил, что кубитальный индекс не всегда может служить показателем данной породы. В большинстве случаев его высокое значение у маток бывает вызвано наплывом, связанным с обилием пищи, а не с наследственностью, и предложил вернуться к предложенному еще в 50-е годы гантельному индексу. Этот вывод ученый сделал, работая много лет с самыми хорошими в племенном отношении семьями пчел карника. В своих статьях он приводит несколько интересных примеров. Так, В.Крубер пишет, что согласно показателям рабочих пчел (кубитального индекса) матки-сестры были чистопородными, но дали сыновей, которые не соответствовали этому утверждению.
Еще одно интересное исследование В.Крубера. Руководствуясь данными кубитального индекса, выделили матку и трутней-сыновей в качестве чистопородных. Результаты расчета дискоидального смещения и гантельного индекса показали, что из 40 пчел в пробе 30% относились к помесям, а у трутней только одного можно было использовать для искусственного осеменения маток. Заметим, что автор статьи чистопородность определял и по результатам промеров самцов.
В работах отечественных селекционеров для этих целей используют только рабочих пчел, хотя Ю.А.Черевко постоянно напоминает, что мы мало уделяем внимания качеству трутней. Итак, зарубежные коллеги предлагают в селекционной работе использовать гантельный индекс (В.Крубер, 1994; Д.Рюэт, 2004) и дискоидальное смещение, а также корреляцию между ними. Гантельный индекс — это отношение отрезка u к o (рис.).
Ученые отмечают, что его значения уменьшаются в направлении к северу. Кубитальный и гантельный индексы не имеют между собой связи, хотя порой высокому гантельному индексу соответствует низкий кубитальный и наоборот. Зарубежные исследователи измеряют расстояние от точки пересечения кубитальной жилки до радиального перпендикуляра (цена деления 0,1 мм при десятикратном увеличении). Полученные результаты разбивают на классы, отмечая положительные и отрицательные значения. Имея результат дискоидального смещения в цифрах, можно рассчитать корреляцию между этим показателем и гантельным индексом. Расчет проводят отдельно для маток, трутней и рабочих пчел.
В работах отечественных ученых дискоидальное смещение не измеряют, оно имеет только знак «+» или «–», а далее обычно рассчитывают какой процент пчел в пробе имеет положительное, отрицательное и нулевое смещения. Так, для среднерусской породы и кавказянок характерно отрицательное дискоидальное смещение, для карпаток — положительное.
Если же, согласно данным зарубежных ученых, кубитальный индекс дает не совсем точное представление о породе, то нам остаются только показатель дискоидального смещения, безусловно, и комплекс других признаков, но, к сожалению, на них существенно влияют природно-климатические, медосборные условия да и состояние самой семьи.
Вероятно, что в своих работах отечественным селекционерам имеет смысл обратить внимание на гантельный индекс, для того чтобы быть уверенными в чистопородности разводимого материала.
И.ВЕРЕЩАКА, В.КИСЕЛЕВ