Подкормки с йодистым калием оказывают положительное влияние на морфофизиологические показатели и продолжительность жизни пчел, способствуют ускорению развития и повышению продуктивности пчелиных семей (В.Г.Голоскоков, 1977). Для лечения пчел от аскосфероза рекомендуется применять 5%-ную спиртовую настойку йода в сахарном сиропе (Н.З.Зенухина, 1995; Н.З.Зенухина, В.В.Гуськов, 1997). В качестве дезинфицирующего и лечебно-профилактического средства при микозах пчел предложен препарат, содержащий ионы йода и хлора, соли йодноватистой и хлорноватистой кислоты (М.Н.Мукминов и др., 2002). Тем не менее применение препаратов йода и его производных в пчеловодстве не соответствует потенциальным возможностям и уровню, достигнутому, например, в смежных отраслях животноводства.
Считаем, что йод заслуживает особого внимания. Во-первых, как микробиоэлемент, который оказывает исключительное влияние на обмен веществ и важные функции организма человека, животных, насекомых. Во-вторых, являясь сильнейшим окислителем (особенно в положительно одновалентной форме), обладает резко выраженными бактерицидными, фунгицидными и антивирусными свойствами. Поэтому микроэлемент йод привлекает исследователей, занимающихся регуляцией жизнедеятельности пчел и оздоровлением пчелиных семей. Соединения йода с природными и синтетическими полимерами нашли широкое применение в медицине и ветеринарии.
Известно, что молекулярный йод в комплексах с полимерами (поливиниловый спирт, крахмал, поливинилпирролидон и др.) не только сохраняет, но и усиливает свою антибактериальную, антивирусную и противогрибковую активность, теряя при этом общетоксическое действие. Одним из препаратов йода, лишенных токсичности и местно-раздражающего действия, является йодинол — высокомолекулярный комплекс, состоящий из кристаллического йода, йодида калия, поливинилового спирта и воды. Как эффективный антисептик он обладает широким спектром биологического действия, что позволяет начинать лечение без предварительного определения вида или штамма, чувствительности возбудителей. Ценное качество йодинола — отсутствие к нему резистентности микроорганизмов. В то же время большой химиотерапевтический индекс наряду с отсутствием у препарата кумулятивного действия снижает опасность передозировки. К тому же препарат можно использовать и в качестве дезинфицирующего средства (В.О.Мохнач, 1962, 1967, 1968, 1974; П.Д.Евдокимов, 1963).
Другое известное соединение — йодистый крахмал. Он не отличается по своему биологическому действию, лечебной и профилактической эффективности от йодинола, но обладает большей вязкостью. Наиболее перспективным, по нашему мнению, является йодполивинилпирролидон, поскольку сама полимерная основа используется в качестве заменителя плазмы крови, пролонгатора действия лекарственных средств, является активным дезинтоксикатором ядов и токсических веществ, накапливающихся в организме. В научной литературе сведений об использовании йодинола и других аналогичных соединений йода с полимерами в пчеловодстве мы не встречали, поэтому апробировали эти йодполимеры на медоносных пчелах.
Йодинол испытывали в конце августа на трех слабых пчелиных семьях, в сильной степени пораженных аскосферозом. Сотовые рамки с пчелами обрабатывали, опрыскивая из «Росинки», из расчета 15 мл препарата на рамку, пчелиные семьи пересаживали в продезинфицированные ульи. При опрыскивании насекомые не проявляли повышенной агрессивности, более того, они забирали образовавшиеся капельки йодинола. Последующий контроль показал отсутствие у него токсического действия на пчел и расплод.
Несмотря на неудовлетворительные условия зимовки, подопытные пчелиные семьи успешно перезимовали, хотя, разумеется, нельзя считать, что это достигнуто только благодаря применению йодинола. Эксперименты с ним и другими комплексами йода с полимерами (амилодекстрин, поливинилпирролидон) были продолжены в течение нескольких сезонов (1998–2002 гг.). Мы орошали подставляемые на расширение сотов и рамки с вощиной, соты с расплодом и пчелами; поили пчел (индивидуальные поилки и соты); давали подкормки с целью пополнения кормовых запасов на зиму. Пчелы хорошо принимали и осваивали обработанные йодинолом соты и вощину, складывая в ячейки обножку и нектар, выращивая расплод и маток. Нескольким пчелиным семьям в первой декаде сентября скормили сахарный сироп в количестве 2 л с йодамилодекстрином (комплексом йода с растворимым крахмалом).
В качестве эталона эффективности (контроль) использовали аскоцин и клотрин. Одна группа пчелиных семей получила 1 л сахарного сиропа с лимонной кислотой (для привлечения пчел), а затем в том же количестве с аскоцином. Другую группу пчелиных семей после выхода расплода обработали из опрыскивателя водным раствором клотрина (в третьей декаде сентября). Весной по результатам анализа подмора, сделанного в республиканской ветбаклаборатории, было сделано заключение, что «в пробе пчелы не зимовалые, а погибшие осенью; возбудителей инвазионных болезней не обнаружено».
Этот опыт не удалось завершить получением количественных характеристик, тем не менее можно констатировать, что по результатам зимовки и весеннему развитию подопытная группа не уступала контрольным. Заболеваемость аскосферозом не получила такого развития, как в предыдущем сезоне, а степень пораженности подопытных пчелиных семей оказалась не выше, чем обработанных противоаскосферозными препаратами.
Представляется, что сложная эпизоотическая ситуация, ухудшение экологической обстановки ставят задачу активизации исследований наряду с другими направлениями по углубленному изучению возможности применения йодполимеров с целью оздоровления и регуляции жизнедеятельности медоносных пчел.
Г.Ю.ИШМУРАТОВ,
Н.М.ИШМУРАТОВА
Институт органической химии
Уфимского научного центра РАН
С.Г.САЛИМОВ,
М.Г.ГИНИЯТУЛЛИН
Башкирский государственный
аграрный университет