В Древнем Египте в VI—III в.в. до н.э. пчеловодство уже представляло собой самостоятельную отрасль. Медоносных пчел содержали в тростниковых ульях; владельцы пасек кочевали на плотах по Нилу, используя разницу в сроках цветения медоносов. Египтяне широко применяли мед для бальзамирования, консервирования пищи, особенно при дальних военных походах; в косметике, для лечения болезней.
Древнеегипетская папирусная «Книга об изготовлении лекарств для всех частей человеческого тела» рекомендовала мед для терапии желудка, печени, воспаления глаз, ран, ожогов, язв. Более 6000 лет назад египтяне уже использовали мед и пчелиный клей (прополис) и как бальзам, сохраняющий на длительное время умерших.
Кельтские и германские народы знали способы изготовления мазей на основе пчелиной золы, яда, прополиса и натирали тела умерших. К.Гален (131–201 гг. н.э.) оставил богатое литературное медицинское наследие — более 400 сочинений, где наряду с назначением больным рецептов на основе трав, меда, воска, он давал и советы для сохранения трупов. В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» сообщается, что индусы хорошо знали способы лечения ранений и заболеваний опорно-двигательной системы продуктами жизнедеятельности пчелы. О чудодейственном применении меда можно прочитать в различных китайских, египетских манускриптах для бальзамирования.
В «Модус Фациенди» монаха Фрайта Бернардо де Ларедо (XIV в.) описаны рецепты лекарств с добавлением меда. В «Сокровищнице бедных» (XVI в., авторство приписывается папе Иоанну XXI) мед рекомендуют как чудотворное средство для излечения фистул, водянки, болей в ушах и горле, головных болей. Умерших духовных лиц всегда натирали составом из меда, воска, прополиса. В течение многих веков мед считался панацеей.
Еще в 1892 г. Кегель открыл его бактерицидные свойства. Во время Первой мировой войны военный хирург Цайс при лечении загрязненных (инфицированных) ран применял мед и всегда получал хороший терапевтический результат. Во время Великой Отечественной войны в госпиталях г. Иркутска тяжело раненым бойцам гнойные раны закрывали повязками с медом и прополисом. Наступало быстрое выздоровление.
С.Младенов, работая в архивах с историческими научными источниками, сообщает (1992), что в Ассирии (2950–2050 лет до н.э.) было хорошо развито пчеловодство, где в лечебных целях уже использовали продукты пчел. В период правления Сароготта и после его смерти тела умерших смазывали медом. Затем для консервации покрывали воском.
Так, когда знаменитый полководец Александр Македонский умер в Персии, его сподвижник Птоломей погрузил тело полководца в мед и в летнюю жару благополучно доставил в Александрию (2500 км).
Автору данной статьи пришлось подобное наблюдать и в нашей стране. В июне 1989 года в г. Прокопьевске Кемеровской области в одной из этнических российских групп случилась трагедия. Был застрелен молодой сын цыганского барона. До выяснения всех обстоятельств смерти труп поместили в патолого-анатомический зал Кузбасского НИИ травматологии и социальной реабилитации. После завершения судебно-медицинской экспертизы родственники совершили обряд. Тело погибшего тщательно натерли прополисом, медом и воском. Затем опустили в оцинкованный гроб и полностью заполнили до верхнего края медом, закрыли крышкой и с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм отправили к месту захоронения — на территорию Молдавии. Несмотря на жару и длительную поездку (5500 км), труп не разложился.
Известно, что племена цыган пришли на территорию Бессарабии из Индии. Видимо, их предки знали рецепт бальзамирования продуктами пчел погибших, умерших и передавали его по наследству из рода в род.
Н.И.СУЛИМ,
профессор,
доктор медицинских наук,
заслуженный врач РФ
Москва