Если этот вопрос задать пчеловодам, то две трети из них ответят: да; оставшаяся часть разделится примерно поровну, и одна половина станет утверждать, что пчелиный воск имеет кристаллическую структуру, а другая, проявив житейскую мудрость, сошлется на незнание. И это несмотря на то что человек знаком с воском с доисторических времен.
Действительно, все воски — пластичные, гидрофобные, химически исключительно устойчивые вещества.
Пчелы и растения используют именно эти их качества: первые строят из воска сосуды для хранения корма и выращивания расплода, а вторые с помощью воска регулируют водный обмен – через навощенную поверхность почти не испаряется влага.
Воски различного происхождения (животные, растительные, ископаемые) состоят из сложных эфиров, образованных жирными кислотами, высокомолекулярных спиртов, кислот (пальмитиновой, церотиновой и др.), парафинов и ароматических веществ. А вот их физическая структура до сих пор вызывает сомнение.
В «Большой советской энциклопедии» (1971) написано, что «воски – аморфные, пластичные, легко размягчающиеся при нагревании вещества, плавящиеся в интервале температур 40–90°С». Авторы, судя по всему, имели в виду все воски без различия происхождения. Это видно хотя бы по тому, что температура плавления пчелиного воска (62–64°С) не отличается таким разбросом, какой отмечен в энциклопедии.
Действительно, у восков нет точно определенной точки плавления, что служит одним из доводов в пользу их аморфности. Это, по-видимому, связано с тем, что они состоят из гомологов с близкими, но все-таки различными температурами фазовых превращений.
Сомнительно утверждение и о пластичности восков. Обычно мы имеем с ними дело при температурах, близких к температуре плавления. А в таких условиях даже имеющим кристаллическую структуру металлам свойственна пластичность, на этом и основана горячая обработка последних (ковка, прессовка).
И еще об одном интересном явлении, связанном со строением воска. Если в электрическое поле высокой напряженности поместить расплавленный воск и постепенно снижать его температуру, то при затвердении образуется электрический аналог постоянного магнита — электрет. Разность потенциалов на противоположных краях застывшего воска и после снятия внешнего поля сохраняется в течение нескольких месяцев. Но известно, что ни монокристаллы, ни однородные аморфные вещества электретами не становятся.
Если мы возьмем тонкий, менее 5 мк, слой обычного пчелиного воска и при увеличении в 2300 раз рассмотрим его под микроскопом, то обнаружим кристаллы, самые крупные из которых достигают 15–20 мкм (большинство кристаллических зерен на 1–2 порядка меньше, то есть они соизмеримы с длиной световой волны). Такие зерна расположены хаотически и разделены аморфными прослойками и в более толстых слоях почти не различимы. Наверное, отсюда и берет начало мнение об аморфности этого продукта пчел.
Между тем общая доля некристаллической фазы составляет менее 20%. Эти данные, полученные поляризационной микроскопией, подтверждаются и рентгеноструктурным анализом. Так что, если вас спросят о строении воска, смело отвечайте, что он имеет кристаллообразную структуру.
Кстати, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1892) сообщается: «Пчелиный воск имеет зернистый излом, указывающий на его кристаллоподобное состояние».
Как-то Й.Чижмарик, бывший президент Апиславии, профессор фармакологического факультета Братистиславского университета, заметил, что когда он начинал заниматься изучением прополиса, было известно около 30 его компонентов, теперь же после нескольких десятилетий непрестанных исследований, установлено около 60 таких компонентов. Но не известно, сколько со временем будет еще открыто новых составляющих прополиса.
Итак, несмотря на то что воск, кажется, изучен вдоль и поперек, он способен преподнести нам не один сюрприз, удивить еще неизученными свойствами.
В.ЕФИМОВ