Все известные способы вытопки воска требуют много времени и труда, но, несмотря на все старания, часть его в воскосырье, особенно темном, выделить не удается, и его много остается в вытопках (табл.).
Повысить выход воска можно, используя химические растворители с последующим их испарением. Hо такой продукт годится только для промышленных целей, а не для выделки вощины.
Что касается применения воскопресса, способа, считающегося достаточно высокоэффективным, то чем сильнее прессуем, тем хуже выделяется воск из спрессованной массы. Приходится неоднократно разбирать пресс, разрыхлять «лепешку» и снова, нагрев массу, прессовать. Все это, естественно, занимает не только много времени, но и требует большого труда.
Еще недавно я перерабатывал соты, разваривая и прессуя их. Со временем это делать стало все труднее, что побудило меня искать иные приемы.
Главными критериями разрабатываемого способа стали высокий выход воска, меньшие затраты времени и труда, а также низкая энергоемкость и, само собой разумеется, невысокие финансовые расходы. Наилучший эффект, по моему мнению, дает предварительное измельчение воскосырья (чем мельче, тем лучше), разрушающее оставшиеся в сотах «детские рубашки» вышедших из ячеек пчел. Ведь именно они и мешают полному выходу воска.
Беру два эмалированных ведра (в зависимости от количества перерабатываемого воскосырья можно использовать эмалированные баки или кастрюли на 20–30 л и настольную ручную шнековую соковыжималку (типа мясорубки). Все эти вещи имеются почти в каждом хозяйстве.
Одно ведро служит для разваривания воскового сырья, а другое — для окончательной доработки воска (отстаивания). Для измельчения массы использую соковыжималку, к которой приспособил электродвигатель мощностью 200 Вт и 1200 об/мин. Можно взять электропривод от старой стиральной или швейной машины, или, наконец, электродрель.
Разваренные в большой емкости соты зачерпываю пластмассовым черпаком и через широкую воронку переливаю постепенно в соковыжималку, в которую перед этим заливаю кипящую воду из эмалированного чайника, чтобы прогреть всю конструкцию во избежание налипания воска на холодный металл. Из соковыжималки выходит однородная жидкая масса, поступающая по рукаву (небольшой кусок пожарного шланга, прорезиненного изнутри) в другую емкость.
Измельчение и отжим идут очень быстро, так что едва успеваю подливать разваренную массу. После окончания работы ведро закрываю пенопластовой крышкой и ставлю на электроплитку. Для лучшей очистки от грязи нужно, чтобы охлаждение проходило как можно медленнее. У меня полное ведро остывает 3–4 дня. Температура в нем примерно в течение суток держится на уровне 70–80°С (вода не должна кипеть, чтобы не мешать отстаиванию).
Ведро снимаю с электроплитки, ставлю в ящик на подставку из деревянных брусочков и закрываю пенопластовой крышкой. Ящик склеен из упаковочного пенопласта с помощью масляной краски на натуральной олифе и для прочности обмотан в трех местах (по высоте) широким скотчем. В этом ящике идет медленное остывание сырья.
Для улучшения цвета полученного таким способом воска (особенно из старых, темных сотов) в ведро при отстаивании можно влить 1/4–1/3 стакана средства для прочистки канализационных труб, содержащего серную или фосфорную кислоту (например, «Крот»). Рекомендую предварительно замачивать воскосырье на сутки в воде.
Производительность такой конструкции почти в 5 раз выше, чем при вываривании с выпрессовкой, при почти 100%-ном выходе воска. Отходы составляют не более 3–5% в виде рыхлой грязи на нижней стороне воскового блина.
В.ЕФИМОВ
Москва