Не так давно у меня спросили: сколько семей пчел может обслужить один пчеловод? Ответил, что в советское время существовала норма — 100–120 семей вместе с помощником, привлекаемым на лето, и работниками, нанимаемыми по наряду на откачку меда. Но заметил, что тогда пчеловод имел план на пасеку — 1 т товарного меда за сезон (10 кг на семью), — который очень редко выполнялся. На колхозный склад, как правило, поступало 7–10 фляг. И пчеловод не имел никакого отношения к реализации продукции, да и самой проблемы в ее нынешнем понимании не существовало. Весь излишек продукции, если он был, скупало оптом государство по фиксированной цене.
Сейчас все круто изменилось. Нет ничего сложнее, чем получить за свой тяжкий труд достойное вознаграждение, и нет ничего ценнее клиента, которого необходимо найти и удержать, предлагая продукцию высокого качества по умеренной цене. Кстати, отпугнуть покупателя можно не только высокой, но и подозрительно низкой стоимостью.
Несмотря на то что я родился на пасеке еще в 1947 г., начал заниматься пчеловодством только с 1991 г., зарегистрировавшись фермером и получив бесплатно в собственность 4,5 га земли. И сразу возникла проблема реализации продукции. В то время в Прохоровском районе существовало более двух десятков колхозных и совхозных пасек, насчитывающих по 100 семей, да и частников было много. Даже в самом поселке пчел содержали практически на каждой улице. Поэтому на месте не продавалось ни килограмма меда. Ближайшие клиенты были в Белгороде, Москве и Питере.
Уже тогда поставил перед собой задачу: найти идеальный способ реализации продукции, добиться, чтобы во время откачки меда к медогонке стояла очередь покупателей, а с пасеки кричали: «Сегодня больше не занимать, всем не хватит!» Не скажу, что идеал достигнут, но в прошлом сезоне 80% от полученных 6 т меда продал непосредственно с пасеки. А когда реализовывал первые светлые меды, то была и очередь.
Конечно, нужны годы, чтобы мед и его хозяин завоевали авторитет. И сама пасека должна выглядеть соответственно. Красивое место для нее не обязательно долго искать, его можно создать. Не надо жалеть денег на красоту. Вложения окупаются. Прежде всего рядом не должно быть ни скота, ни птицы. Для клиента важна каждая мелочь, даже, например, опрятность пчеловода.
Случайно попавший на нашу пасеку человек и увидевший окружающий ландшафт обязательно возвращается с семьей, с друзьями или даже с сотрудниками. С нами охотно заключают договоры туристические фирмы.
Не обходят вниманием пасеку руководители района и области. В прошлом году у нас побывало правительство региона во главе с губернатором Е.С.Савченко. Пасеку признали лучшим объектом сельского туризма области. А в этом году вокруг нее по инициативе губернатора посеяли медоносы с различными сроками цветения.
В гостевой книге оставили записи представители большинства регионов России и ближнего зарубежья. Есть записи на французском и немецком языках. Нашим медом потчевали гостей на свадьбе в Париже, о чем свидетельствует открытка с благодарностью. За качество меда нас с супругой Валентиной благодарили в немецком посольстве в Москве. Недавно узнали, что наш мед понравился и в Гонконге.
Бренд «Прохоровский мед» и слоган: «Собран с трав, произрастающих на богатейших черноземах» успешно работают уже третий десяток лет.
Н.И.БОЖКОВ
309000, Белгородская обл., Прохоровский р-н, хутор Сторожевое