Как известно, хоботок у рабочей пчелы ученые измеряют до тысячных долей миллиметра (и как только умудряются?), а вот одна из основных характеристик пчелиной семьи — ее размер, хоть и имеет численную характеристику (в штуках особей или в килограммах массы), тем не менее более часто определяется как качественный альтернативный показатель в терминах «сильная семья» и «слабая семья».
Если, например, «сильной» следует считать семью массой 2,5 кг (как, например, у Г.Елфимова, «Пчеловодство» №8, 2005, с. 26), то тогда какими следует считать семьи массой 3,0 и 4,0 кг — сверхсильными или суперсильными?
Аналогично: какой следует считать семью массой 2,1 кг — недостаточно сильной или же просто слабой? Или, все-таки, как у Л.Г.Кодесь и Т.В.Столбовой: «В первую группу вошли семьи массой 1,11 кг (слабые), во вторую группу — 2,16 кг (сильные)»? («Пчеловодство» №7, 2005).
Естественно, что никаких закономерностей при такой путанице в количественной оценке величины найти невозможно. Ни одна из наук таких вольностей с классификацией величины не допускает.
Да и понятия «большая» и «малая величина», как и понятия «сильная семья» и «слабая семья», сами по себе бессмысленны, по крайней мере, если не указано по сравнению с чем они бóльшие и меньшие величины.
И в завершение излагаемой темы предлагаю просчитать возможный вариант количественной характеристики пчелиной семьи, идущей в зиму, используя данные упомянутой выше статьи Г.Д.Елфимова: «...нельзя не остановиться на наращивании силы пчелиных семей в зиму. Оптимальные сроки для этого в условиях нашей области — период с 1 по 20 августа при среднесуточной яйценоскости маток 1200 штук.... Такое возможно благодаря отбору семей, имеющих маток с высокой яйценоскостью». Если умножить 1200 яиц на 20 дней, то получим ориентировочный численный состав семей в 24 тыс. пчелиных особей, что приблизительно равно 2,4 кг живой массы пчелы.
Но ведь каждый пчеловод знает, что открыв любую семью 1 августа, он обнаружит не менее двух-трех рамок разновозрастного расплода, из которого к 22 августа выведется не менее ≈ 0,6÷1,2 кг пчел, или в cреднем (0,6+1,2) / 2 = 0,9 кг живой массы пчел, половина из которых не будут участвовать ни в воспитании расплода, ни тем более в летных работах. А поэтому и они, эти 0,45 кг пчел, уйдут в зиму «физиологически подготовленными, молодыми пчелами-долгожителями», а общая масса семьи, таким образом, будет 2,4 + 0,45 ≥ 2,85 кг. (Вероятно, многие с таким расчетом не согласятся, так как для этого есть масса объективных причин. — Ред.)
Из данного примера отчетливо видно, что практически все научные факты, установленные биологами для пчелиной семьи, не более чем обычное их нагромождение, ничего не дающее и ни к чему не обязывающее. Все равно, что скопление звезд на небе в ясную ночь.
Например, люди давно подметили такую зависимость: нарастил в зиму больше пчел, при благоприятной зимовке получил больше меда следующим летом. Однако конечный результат чреват возможными негативными последствиями, одно из которых — раннее роение в безвзяточное время. Как же быть? (Ответ на этот вопрос знают многие пчеловоды. — Ред.)
Прежде всего, необходимо от констатации фактов переходить к познанию закономерностей и закона Природы, то есть физического закона. Познание законов составляет задачу науки. У Анри Пуанкаре в книге «Наука и гипотеза» есть замечательные строчки: «Наука создается из фактов, как дом из кирпичей. Но накопление фактов не в большей мере является наукой, чем куча кирпичей домом».
Может возникнуть вопрос: «А что же из этого следует?» А то же, что и из введения в науку в 1742 г. шведом Андерсом Цельсием шкалы температур, носящей его имя (t°=25°С и др.), — определенность и уверенность в своих поступках и действиях. Не зная данной классификации единиц температуры, человек никогда бы не определил температурного режима зимующего клуба и прочих биологических закономерностей. А законы природы (физические законы), сформулированные нами и при помощи математики описанные, позволят даже начинающему пчеловоду не только видеть и понимать то, что он делает, но и предвидеть конечный результат. Это, на мой взгляд, гораздо лучше того положения, при котором ты что-то делаешь, но не понимаешь что.
И не нужно бояться слова «математика». Еще Эйнштейн любил говорить: «Главное все же содержимое, а не математика!»
В.А.ОВЧАТОВ
Украина, Запорожская обл.

Радиактивное загрязнение сотов…
сен 10, 2014
Двенадцатирамочный улей для кочевки…
фев 14, 2017
Медосбор с плодовых культур…
дек 24, 2017
Повышение опылительной деятельности пчел…
авг 1, 2014
О льготах и налогах
янв 30, 2015
В чем заключается успех двухматочного со…
окт 23, 2015
Пчелы и физика
сен 4, 2015
Еще раз о голодании пчел…
мая 30, 2017
Заглянем в будущее: воздушный транспорт …
фев 9, 2018
Породная характеристика пчел…
окт 4, 2022
Пасека на склоне
апр 15, 2019
Средства малой механизации…
мая 1, 2016
Медовый запас Ясеневского лесопарка «Бит…
июль 16, 2021
Между дуплом и ульем (окончание)…
мая 1, 2015
Структура пчелиной семьи и вывод маток…
дек 9, 2019