Повышенная концентрация витамина В6 в меду-Л способствует поддержанию на высоком уровне трансмембранного градиента, наличию системы транспорта магния, который выступает в роли физиологического регулятора клеточного роста, поддерживая адекватный запас пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов, необходимых для синтеза РНК и ДНК (В.А.Ткачук, 2002).
Он формирует субстрат для многих ферментов.
Повышенное количество магния в кале животных подтверждает усиленное поступление его с пищей, хорошую усвояемость организмом в процессе обмена веществ. Чем выше метаболическая активность клетки, тем больше в ней магния (табл. 1).
При развитии патологических процессов, в том числе связанных с нарушением окислительного гомеостаза, способность нейтрофилов выделять иммуностимулирующие факторы нарушается уже в первые дни болезни. Одновременно может снижаться чувствительность клеток-мишеней (макрофагов, лимфоцитов) к активирующим продуктам нейтрофилов.
Нарушение регуляторной функции нейтрофилов и ослабление воспринимающей способности клеток-мишеней можно рассматривать как одно из наиболее ранних проявлений развивающегося иммунодефицита. Выраженность этих нарушений коррелирует с тяжестью патологического процесса и может служить критерием для прогнозирования течения заболевания. В то же время при выздоровлении способность нейтрофилов секретировать иммуностимулирующие продукты восстанавливается гораздо раньше, чем другие иммунологические показатели, и их оценка может служить четким критерием начинающегося выздоровления и контроля эффективности лечебных мероприятий (И.И.Долгушин и др.,1992).
Именно полиморфоядерные лейкоциты, и прежде всего нейтрофилы, первыми реагируют на введение большинства антигенов, вслед за которыми в иммунные реакции вовлекаются макрофаги и лимфоциты. Следовательно, нейтрофилы могут быть не только исполнителями, но и инициаторами и регуляторами иммунологических реакций организма. Для реализации своих функций нейтрофилы обладают мощным арсеналом протеолитических ферментов и неферментных катионных белков.
В момент контакта с фагоцитируемым объектом нейтрофилы выбрасывают в окружающую среду секреты гранул и лизосом. Из этих клеток выделено более 20 биологически активных веществ, функции которых изучаются. Нейтрофилы с помощью таких продуктов могут взаимодействовать с гуморальными и клеточными факторами крови, участвовать в сложных медиаторных и эффекторных реакциях организма (И.И.Долгушин и др.,1992).
Одна из главных задач наших исследований — подтверждение антиоксидантных свойств меда-Л. С учетом этого была использована методика, предложенная на кафедре микробиологии Челябинского мединститута (авторское свидетельство №1287006 от 01.10.1986 г.) для определения секреторной активности нейтрофилов.
Мы изучали содержание сегментоядерных нейтрофилов в крови и одновременно регистрировали их функциональный статус по способности трансформировать нитросиний тетразолий в диформазин (НСТ-тест) (А.Н.Маянский, Д.Н.Маянский, 1989) до и после приема испытуемого продукта. НСТ-тест ставили на нестимулированных (спонтанный тест) и стимулированных (индуцированный тест) клетках.
Функциональный резерв нейтрофилов определяли отношением показателей индуцированного и спонтанного НСТ-теста (И.А.Волчегорский, Г.Л.Игнатова, Э.Г.Волкова, О.Л.Колесников, 1998). Обследованы 40 здоровых людей в возрасте 20–21 года, проживающих в Челябинске: 20 человек принимали мед, а 20 — мед-Л в течение 30 дней по 10 г утром натощак, запивая теплой водой (табл. 2).
Исследования показали, что в меду-Л, полученном с применением БАД люцэвита, присутствуют оптимальное сочетание витамина В6 и магния, он обладает более выраженными антиоксидантными свойствами, чем обычный мед, при этом не оказывает негативного воздействия на резервные возможности нейтрофилов. Мед, продуцируемый пчелами, получающими в качестве подкормки БАД люцэвита, можно рекомендовать как продукт, корректирующий и дополняющий рацион человека в экологически неблагоприятных условиях Южного Урала, а также при несбалансированном питании, нервозности, значительной физической нагрузке спортсменам, детям, беременным женщинам.
Г.В.ГУЩИНА, А.В.ЖОЛНИН, К.В.НИКУШКИНА
Челябинская государственная
медицинская академия