Известно, что методы подготовки пчел к медосбору и техника пчеловодства зависят от типа медосбора каждой конкретной местности. Однако поскольку климат Земли меняется, меняются и режим нектаровыделения, и продуктивность растений, и типы медосборов, то ранее полученные представления о них уже не могут считаться неизменными.
Для рационального пчеловодства крайне важно знать, какие изменения претерпевает медосбор в период трансформации климата. В статье, опубликованной в журнале «Пчеловодство» (№3, 2009), дана методика, позволяющая достаточно эффективно решать такие задачи для каждого конкретного участка, где расположена пасека, и без специальных дорогостоящих метеорологических наблюдений. Цель данной работы — показать возможности этого приема.
В методологическом отношении медоносная база рассматривалась нами как хронобиологическая процессуальная система, которая имеет определенную последовательность состояний во времени. Тогда основным понятием будет период жизни медоносной базы, то есть временной интервал лет, в течение которого эта система работает. Состоянием данного периода жизни будут конкретные годы наблюдений, охваченные исследуемым периодом жизни растений.
Если изменение среды обитания действительно влияет на медоносную базу, то это проявится на выходе данной системы. Например, когда среда меняется в благоприятную сторону, то на выходе системы будет фиксироваться улучшение продуктивности медоносной базы и наоборот. Исследуя связь между входом рассматриваемой системы (периодом жизни медоносной базы) и ее выходом, можно получить сведения о скорости, направлении и величине происходящих изменений, оценить их достоверность. На выходе такой системы можно исследовать многие характеристики медоносной базы.
Чтобы проиллюстрировать сказанное, воспользуемся материалами пятнадцатилетних наблюдений, выполненных в тугайных растительных сообществах дельты реки Или в Южном Прибалхашье. Учет вели на постоянном участке с 1 июня по 31 августа ежегодно. Здесь находились высококачественные семьи серой горной кавказской породы пчел. Таким образом, для статистической обработки материалов накопленной базы данных мы обеспечивали соблюдение принципа единственного их различия в отношении режима среды обитания по годам наблюдений. Статистическую обработку выполняли в соответствии с ранее описанной методикой. Исследовали период жизни медоносной базы с 1994 по 2008 г. Изучали связь с условиями этого периода жизни длительности безвзяточного промежутка, длительности продуктивного (свыше 1 кг/сут) медосбора и общую продуктивность медосбора контрольной семьей пчел.
Выяснилось, что в изученном периоде жизни медоносной базы длительность продуктивного (более 1 кг/сут) привеса контрольного улья с 1 июня по 31 августа весьма тесно и притом нелинейно коррелирует с состоянием нектаровыделения по годам наблюдений (корреляционное отношение hух = 0,7522; ошибка корреляционного отношения Sh= 0,1828; фактическое значение критерия Стьюдента thфакт= 4,1149, табличного t05= 2,16).
Число безвзяточных дней с 1 июня по 31 августа также тесно связано с годами наблюдений (корреляционное отношение hух = 0,7779; ошибка рассчитанного корреляционного отношения Sh= 0,1743; фактическое значение критерия Стьюдента t= 4,4630, табличного t05= 2,16).
Общая продуктивность медосбора за лето, характеризуемая привесом контрольного улья, тоже очень тесно связана с изученным периодом (корреляционное отношение hух = 0,7707; ошибка корреляционного отношения Sh= 0,1839; фактическое значение критерия Стьюдента t = 4,1909; табличного t05= 2,16).
Таким образом, связь показателей с периодом жизни медоносной базы составляет 75–78%. Связь настолько тесна, что близка к функциональной и статистически существенна на 95%-ном уровне доверия. Во всех случаях нулевая гипотеза об отсутствии связи отвергается, так как thфакт > t05табл.
Установленные тесные криволинейные зависимости между периодом жизни медоносной базы и ее характеристиками могут быть выражены в виде графиков теоретических линий регрессии, иллюстрирующих усредненное течение функции при равномерном увеличении аргумента (рис. 1, 2). Так, в изученный пятнадцатилетний период жизни медоносной базы произошли очень существенные изменения ее важнейших характеристик. В два с половиной раза возросло число дней без взятка и почти вдвое сократилось число дней с продуктивным взятком (см. рис. 1). Показания контрольного улья за летний период медосбора уменьшились в три раза (см. рис. 2).
При этом процесс трансформации медоносной базы шел очень неравномерно. За наблюдаемый период имели место две депрессии. Первая закончилась к 1998 (2000) г. После нее вплоть до 2004 г. длительность продуктивного взятка и общая продуктивность медосбора за лето росли, а число безвзяточных дней падало. Но затем снова наблюдалось очень резкое падение длительности и продуктивности медосбора, и уже к 2008 г. изученные характеристики стали самыми экстремальными за весь период слежения за жизнью медоносной базы.
Все эти изменения привели к существенным сдвигам и в посуточной динамике медосборов. Так, в 2004 г. для данной местности еще был характерен ярко выраженный главный медосбор в июне—июле с суточным привесом контрольного улья до 6 кг. К началу августа он заканчивался, и далее наступал в основном поддерживающий взяток (до 1 кг/сут). К концу же анализируемого периода тип медосбора совершенно изменился. Раннелетние и среднелетние медоносы стали обеспечивать даже лучшие семьи в основном поддерживающим медосбором. Лишь в последней декаде августа в течение недели медосбор становился вполне продуктивным за счет цветения позднелетнего медоноса — соссюреи солончаковой (Saussurea salsa (Pall.) Spreng.).
Однако медопродуктивность в среднем по пасеке всегда значительно ниже, чем у лучших семей. Надо сказать, что расход меда за осень, зимовку и на весеннее развитие семей около 30 кг. При безубыточном содержании пчел должны окупаться корма, работа пчеловода, профилактическое лечение, вощина, лекарства, амортизация пасечного оборудования и т.д., плюс кочевка пасеки на расстояние более 300 км. Эти затраты очень велики, в результате чего в новых климатических условиях занятие пчеловодством становится нерентабельным. Дальнейшее ухудшение медоносной базы приведет к полному прекращению содержания пчел в регионе и связанной с этим еще более быстрой деградации растительного покрова из-за плохого опыления, снижения качества и урожая семян медоносных растений.
Таким образом, хронобиологический анализ позволяет точно (на 95%-ном уровне достоверности) выяснить направление, величину и скорость изменений важнейших характеристик медоносной базы за любой конкретный период времени. Он дает возможность оценить ресурсную перспективность медоносной базы в конкретный период ее жизни, экономическую эффективность содержания пчел и прогнозировать возможный ход дальнейшей трансформации медосборов при данном режиме и скорости трансформации среды обитания на любом участке местности, где расположена пасека. Это позволяет быть готовым ослаблять вредные природные, хозяйственные и социальные последствия изменения медоносной базы. Задачу можно решить для любого пункта, где ведутся преемственные, многолетние достоверные наблюдения за медосбором. Это может сделать каждый пчеловод. В прикладном аспекте результаты могут быть использованы как научная основа для прогнозирования и планирования работ по медосбору и разработке рациональной системы пчеловодного хозяйства в регионах.
В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что кризисные изменения медоносной базы уже идут очень быстрыми темпами. Приведенные данные — это итог влияния широкого спектра процессов адаптации растений к новым условиям среды. Его анализ был дан автором в специальной работе, опубликованной в биологической серии журнала «Известия НАН РК» (Алма-Ата, 2008. — №1). Отметим лишь, что количественные изменения медоносной базы отражают результаты физиологических, биохимических процессов у растений, внутривидовых и межвидовых конкурентных взаимодействий, процессов формирования структуры и биологической устойчивости растительных сообществ. Мы знаем, нет нектара, и прекратится опыление, не будет семян и воспроизводства самих растений. Отсюда становится ясно, что исследования в данном направлении необходимо развернуть как можно скорее и шире. Это позволит понять и предвидеть на самом раннем этапе не только пути трансформации медоносной базы и построенной на ее основе хозяйственной деятельности человека, но и направление изменения растительного покрова в целом.
М.А.ПРОСКУРЯКОВ
Казахстан, г. Алма-Ата
Ключевые слова:
криволинейная зависимость между периодом жизни медоносной базы и ее характеристиками, длительность продуктивного периода, деградация растительного покрова.
Аннотация:
приведены доказательные факты влияния изменения климатических условий на медоносную базу растений и прогноз развития отрасли.
Summary:
the demonstrative facts of influence of change of climatic conditions on melliferous base of plants and the forecast of development of branch are mentioned.
Keywords:
the dependence between the period of life honey base and its characteristics, the duration of a productive period, the degradation of vegetation.
Литература:
1. Проскуряков М.А. Мониторинг медоносной базы и изменение климата // Пчеловодство. — 2007. — №4. — С. 19–22.
2. Проскуряков М.А. Методика хронобиологического анализа медоносной базы // Пчеловодство. — 2009. — № 3. — С. 20–22.
3. Проскуряков М.А. Проблема восстановления растительных ресурсов при изменении климата // Известия НАН РК. — Алма-Ата, 2008. — № 1. — С. 52–57.