Широкое внедрение методов апитерапии в медицинскую практику возможно лишь в том случае, если хорошо налажена соответствующая подготовка врачей-специалистов. Ее необходимо проводить только на базе высшего медицинского учебного заведения, имеющего лицензию Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования.
В 1994 г. на базе Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П.Павлова (РязГМУ) и НИИ пчеловодства (Рязанская обл., г. Рыбное) были организованы ежегодные курсы совершенствования врачей по апитерапии по программе, охватывающей достаточно широкий круг вопросов. В ней оптимально сочетаются теория и практика, фундаментальный подход к раскрытию проблемы. Курс рассчитан на 144 часа.
В первый день занятий слушатели знакомятся с такими вопросами, как актуальность апитерапии в современной медицинской практике, получают представление о работе НИИ пчеловодства и его роли в создании композиций на основе биологически активных продуктов пчел (БАПП). Затем проходит деловая встреча с директором Государственного унитарного предприятия «Рязанская пчела», где для курсантов организована презентация продуктов пчел.
В последующие дни профессора и доценты кафедры фармакологии РязГМУ читают лекции о биологических свойствах и фармакологическом действии маточного молочка, прополиса, цветочной пыльцы (обножки), пчелиного яда. На кафедре технологии лекарств слушатели осваивают методы приготовления лекарственных форм с продуктами пчел.
Высококвалифицированные специалисты НИИ пчеловодства знакомят курсантов с биологией пчелиной семьи, технологией производства БАПП, их составом, физико-химическими свойствами, стабилизацией, условиями хранения и экспертизой продуктов пчел. Предусмотрены экскурсия по коллекционному участку медоносно-лекарственных растений, посещение уникального музея-выставки НИИ пчеловодства, дегустация продуктов пчел. В богатой библиотеке НИИ пчеловодства можно изучить литературу по пчеловодству и апитерапии.
Следующий этап обучения посвящен клиническому применению апипрепаратов, а также освоению методов приготовления различных лекарственных форм с продуктами пчел. В течение 9–10 дней курсанты посещают кардиодиспансер, где вначале обучаются определять зоны для оптимальной апитерапии, а затем осваивают метод пчелоужаления при различных заболеваниях. Опытные врачи-апитерапевты кардиодиспансера проводят занятия по следующим темам: применение метода пчелоужаления в комплексной терапии различных заболеваний; клинический разбор больных и индивидуальный подбор схем назначения комбинаций апипрепаратов больным в комплексной терапии различных заболеваний; показания и противопоказания к назначению апипрепаратов.
На кафедре глазных болезней РязГМУ курсантам демонстрируют апипрепараты для использования в офтальмологии (например, водный и масляный экстракт прополиса). Следует отметить, что они получены по разработанной на данной кафедре технологии. На практических занятиях показывают больных с патологией (кератиты различной этиологии, травмы и ожоги глаз), при которых назначают апипрепараты.
На кафедре дерматовенерологии курсантам читают лекцию о применении продуктов пчел при кожных заболеваниях. На практических занятиях разбирают схемы лечения, показания и противопоказания к назначению апипрепаратов при псориазе, аллопеции, экземе, атопическом дерматите, угревой болезни. Кроме того, проводят семинар об использовании продуктов пчел в косметологии.
Большой опыт лечения продуктами пчел таких патологий, как дисбактериоз, гипотрофия, анемия, кардиопатия у новорожденных, гастродуодениты и других, накоплен на кафедре детских болезней. На практических занятиях проводят разбор больных разных возрастных групп, получавших апипрепараты, рассматривают схемы лечения, дозы, показания и противопоказания, возможные побочные эффекты.
С образованием в 1991 г. стоматологического факультета в университете начали активно внедрять методы апитерапии для лечения кариеса, парадонтита, пульпита, периодонтита, заболеваний слизистой оболочки полости рта. На разнообразные лекарственные формы апипрепаратов (основные компоненты — маточное молоко, прополис) применительно к стоматологии получен патент.
В программу входит деловая встреча с председателем лицензионной комиссии. На ней слушатели знакомятся с правовыми вопросами лицензирования апитерапевтической деятельности врачей.
В последний день курсанты защищают рефераты, написанные в течение обучения. По окончании курсов выдается свидетельство установленного образца.
С каждым годом расширяется география мест, откуда врачи разных специальностей приезжают на курсы. Их окончили врачи из всех регионов России, а также из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, с Украины.
В заключение хочется заметить, что активно внедрять достижения апитерапии в клиническую практику способны только врачи, прошедшие соответствующую специализацию. Самообразование тоже важный компонент обучения. Однако оно занимает много времени и подчас не дает системных знаний.
Д.Г.УЗБЕКОВА,
заведующая кафедрой фармакологии,
доктор медицинских наук, профессор
ГОУ ВПО РязГМУ им акад. И.П.Павлова