В последней четверти XIX в. для подъема экономического благосостояния крестьян российское правительство ввело в сельских школах практическое обучение различным отраслям сельского хозяйства. Министерство государственных имуществ России выделяло денежные средства на создание сельскохозяйственных школ с практическим уклоном, отводило для них земельные участки, устраивало курсы для народных учителей по огородничеству и пчеловодству. В Сибири уровень безграмотности населения был высок, поэтому введение новых школ с практическим обучением сельскому труду имело большое значение. Знания и навыки, полученные в них и примененные на практике, содействовали улучшению экономического положения как учителей, так и местных жителей.
В 1900 г. в деревне Соколовка, расположенной в 8 верстах от губернского города Тобольска, была открыта низшая сельскохозяйственная школа. (До ближайшей железнодорожной станции было в то время 256 верст.) Тогда она была единственным сельскохозяйственным учебным заведением на всю обширную территорию Тобольской губернии. Основной целью школы было дать ученикам практическую подготовку, навыки в выполнении различных сельскохозяйственных работ и ознакомить с организацией каждой хозяйственной отрасли в соответствии с местными условиями.
Предмет «Пчеловодство» входил в число тех, по которым сдавали экзамены наряду с земледелием и геодезией. Преподавателей пчеловодства разрешалось выделять из лиц, хотя и не окончивших курс в высшем или среднем учебном заведении, но доказавших основательность своих познаний по поручаемому предмету.
С 1908 г. во втором классе школы пчеловодство преподавал Федор Иванович Ефремов — выпускник Горецкого земледельческого училища. В течение года за 18 уроков и практических занятий ученики изучали естественную историю и жизнь пчел, уход за ними от выставки до зимовки, вопросы обеспечения пчел медосбором, болезни и врагов, устройство пасеки, системы пчеловодства, конструкции ульев, обращение с продуктами пчеловодства.
В основе обучения лежал учебник по пчеловодству Потехина. В школьной библиотеке имелось шестнадцатитомное издание «Пчеловодство и шелководство». С 1913 г. для учеников была открыта читальня, где они могли читать журналы «Пчеловодная жизнь» и «Опытная пасека».
Основную работу по привитию практических навыков проводили на школьной пасеке. Ученики здесь не только знакомились с мало распространенной в Сибири отраслью, но и, главным образом, обучались рациональному содержанию пчел. Площадь пасеки составляла 1850 квадратных сажен, из них 200 ежегодно распахивали под посев медоносов — фацелии, бораго. В 1913 г. на ней находилось 23 пчелиные семьи в разборных рамочных ульях системы Дадана и Дадана-Блата. Зимовали пчелы в омшанике, так как слишком суровые зимы не позволяли держать их под открытым небом. В нем в самые сильные морозы температура не опускалась ниже 0°С. С наступлением первых теплых дней, как только сходил снег, пчел выставляли. Cлабосильные и осиротевшие семьи (без маток) соединяли. Первые осмотры проводить было трудно, так как весной в основном стояла сырая холодная погода с сильными ветрами. Отсутствие постоянного взятка требовало подкормки сахарным сиропом с добавкой меда. В Тюменской области весенняя подкормка необходима, знающие пчеловоды и сегодня обязательно ее применяют, иначе сильные семьи не нарастить.
Характер весны сказывался на роении. Если тепло запаздывало, то и роение начиналось поздно — в начале второй декады июня. На школьной пасеке к естественному роению допускали небольшое число семей с показательной целью для учеников. Остальные искусственно делили способом налета на матку и отводками.
Главный медосбор начинался примерно 25 июня и продолжался до 25 июля. Если взяток не был продолжительным или вообще срывался, то отроившиеся семьи едва успевали обеспечить себя медом на зиму. Это одна из особенностей тобольского пчеловодства. Недавний пример — сезон 2002 г., когда отсутствие тепла и дождливая погода во второй половине июля лишили пчеловодов надежд на богатый урожай. Лишь сильные нероившиеся семьи за несколько последних дней июля успели набрать и запечатать магазины, при этом в гнездах было пусто.
На зимовку пчел в школе собирали в первых числах сентября, а в омшаник переносили в начале октября. Все работы летом по уходу за пчелами на пасеке преимущественно выполняли ученики второго класса по наряду. Эти мероприятия занимали 71 день, из них ученики второго класса работали 66 дней, первого — 4, приготовительного — 1 день. По ежедневному наряду на пасеку назначали дежурного ученика.
Летние практические занятия на пасеке заключались в уходе за пчелами, осмотре и чистке ульев, подкармливании семей, искусственном роении, наблюдении за его исходом, наващивании рамок, подготовке ульев к посадке роев, их ловле, наблюдении за молодыми роями, подсадке и замене маток и т.д.
Ежегодно на вступительный экзамен в школу приезжало около 80 человек — крестьян и переселенцев. Даже тяжелые условия военного 1915 г. не повлияли на число поступающих, поэтому назрела необходимость преобразования школы в низшее сельскохозяйственное училище. Вопрос был отложен до окончания войны, но тем не менее Департамент земледелия предложил разработать проект положения о Тобольском училище и его штате, а также примерную смету.
С 1914 г. совет школы решил проводить курсы для учителей народных училищ северных уездов Тобольской губернии: Тобольского, Тарского, Туринского, Тюменского и Ялуторовского. Их рассматривали как один из способов помощи в распространении сельскохозяйственных знаний. В то время народный учитель, единственный интеллигентный человек в многочисленных захолустных деревнях Тобольской губернии, обладая специальными знаниями, мог помогать населению.
На курсы продолжительностью 35 дней было зачислено 20 человек. Предмет «Пчеловодство» читал Ф.И.Ефремов. Он же руководил практическими занятиями на пасеке, на теоретические было отведено 10 ч, на практические — 17,5 ч. Курсанты наблюдали за жизнью пчел, разбирали и чистили ульи, перегоняли пчел из колоды в рамочные ульи, проводили искусственное роение, откачивали мед на медогонке и т.п.
Особое внимание на курсах обращали на возможность привлечения к пчеловодству учащихся, в частности с помощью учительских пасек. Так, Череповецкая городская управа еще в 1877 г. отвела учительским семинариям 4 десятины для практических занятий воспитанников сельским хозяйством, часть земли занимала пасека. В результате восемь учителей Череповецкого уезда устроили пасеки, на которых занимались ученики школ, и за четыре года добились блестящих результатов. Семинария получила со своей пасеки 43,5 пуда меда на сумму 358 руб. На пасеку обратило внимание Императорское вольное экономическое общество, которое вручило преподавателю семинарии Исаину серебряную медаль за научные опыты и распространение пчеловодных знаний.
Весной 1892 г. преподаватели учительской семинарии Еленев и Бахирев устроили пасеку на берегу реки Большой Бугач в 5 верстах от Красноярска, где применяли новейшие приемы пчеловодства и использовали ульи усовершенствованных конструкций. Подобные образцовые пасеки приносили большую пользу, так как на них крестьяне знакомились с передовыми приемами пчеловодства.
19 июня 1914 г. совет Тобольской сельскохозяйственной школы постановил выдать каждому слушателю курсов, успешно выдержавшему экзамены, книги по сельскому хозяйству, среди которых был и учебник Потехина. Курсы при школе было решено проводить и в последующие годы.
Нынешнее поколение будущих трактористов, водителей и парикмахеров, которых готовит Соколовское ГПТУ, вряд ли знает историю своего учебного заведения, о том какая жизнь была в «брошенной среди лесов и болот» школе около ста лет назад. Соединенная асфальтовой дорогой с Тобольском деревня Соколовка приобрела мощного соседа — нефтехимический комбинат, зарево огней которого освещает ночное небо. А старинное здание школы сгорело, нет и пасеки. Но на многочисленных садово-дачных участках, облепивших Соколовку, весной и летом можно увидеть медоносных пчел, прилетающих с окрестных деревенских пасек.
А.И.БЕЛЬСКИХ
Тюменская обл., г. Тобольск