Как-то летом гостил в белорусской деревне у родственника-пчеловода и заинтересовался этим увлекательнейшим занятием. Приехал в Москву, купил пчел, стал их держать на садовом участке в 6 соток под Можайском. Свои наблюдения за жительницами улья записывал в дневник. Постепенно пасека увеличилась до 28 семей, от них получаю 300 кг меда. Обеспечиваю им своих детей, угощаю друзей. Тарелки с остатками меда отдаю пчелам.
В 1972 г. приобрел материалы первой конференции по апитерапии, проходившей в Москве. Заинтересовался и стал собирать литературу по данной теме. Вскоре увидел в апитерапии призвание. Сначала лечил себя, родственников и друзей. Затем работал в различных оздоровительных центрах, в том числе в медицинском кабинете, а потом и в санатории завода «Вымпел». Занимался лечением артрита коленного сустава. Методику лечения этого заболевания описал в брошюре «Здоровье человека и пчела» (2001). Чтобы в моем кабинете постоянно находились пчелы, изготовил четырехрамочный улей из фанеры.
Во время работы в санатории завода «Вымпел» написал Рекомендации для руководителей медицинских учреждений по содержанию и использованию медоносных пчел в процессе лечения различных заболеваний. Полный текст их приведен в моей книге «Волшебная сила пчелы» (2006).
Пчелы для лечения должны быть под рукой круглый год, поэтому пришлось понаблюдать за ними и другими насекомыми. Любой пчеловод знает, как надо вести себя на пасеке и во что одеться. На пасеке пчела — хозяйка, она требует уважения к себе и к условиям своей жизни.
Долгое время присматривался к поведению ос и шершней, построивших свои гнезда в моем садовом домике и в гнилом пне. Если гнездо находится на природе (например, в лесу), то к нему ближе чем на 1–3 м лучше не подходить. Осы и шершни охраняют свою зону — площадь вокруг гнезда и воздушное пространство над ним. Если человек спокойно проходит мимо, то они его не трогают. Часто вижу ос, залетающих в угол террасы или под крышу садового домика. Не трогаю их и домашним объясняю, что ос не надо бояться. Не было случая, чтобы они нападали на людей или животных.
Из этих примеров напрашивается предположение о первичном и вторичном. Если осы в лесу, а пчелы на пасеке освоили определенную территорию, то они первичные, а пришедшие вторыми обязаны соблюдать их правила. Если же человек занял какую-то территорию (трассы, пути движения), а на нее прилетели осы, то они «уважают» установленный порядок.
О положительном энергетическом влиянии на человека домашних животных (собак, кошек, птичек, рыбок) известно давно. Многие владельцы кошек знают, что эти удивительные животные всегда оказываются возле больного хозяина. Целебное воздействие оказывают на человека и лошади. Каждый пчеловод испытал на себе лечебную энергетику пчел. Когда человек видит летающих пчел, слышит гул работающих крыльев, вдыхает аромат нектара, меда, прополиса, воска, у него на сердце становится легко, взгляд теплеет. Многие скажут, что это лирика. А на самом деле — это терапия ароматами (энергия запахов) и звуками (вибрация крыльев пчел), заряд зрительной энергии. Летом на пасеке пчеловод поправляет свое здоровье.
Но целебную энергетику пасеки, которую пчеловод получает летом, он может иметь осенью и зимой, когда его здоровье ухудшается. Исходя из приведенного выше понятия первичного и вторичного разместил две пчелиные семьи в городской квартире. Летом они живут на балконе, зимой — в комнате. Первичное — балкон и комната, вторичное — пчелы «пришли» ко мне. Живу на окраине Москвы. Застекленный балкон находится на 12-м этаже с северной стороны дома. С балкона открывается вид на залив канала, за ним стоит лес, куда летают пчелы. Возвращаясь обратно, они летают по балкону и не трогают меня. Я спокоен, поскольку не боюсь их, мое биополе не излучает агрессии, и пчелы спокойны.
В сентябре, когда температура воздуха на улице опускается ниже 5ºС, переношу улей с пчелами в свою комнату. Предварительно на переднюю стенку улья устанавливаю прилетную камеру. Потолок и пол камеры выполнены из 3-миллиметровой фанеры, передняя стена — из сетки, а две боковые — из съемных стекол. Это позволяет забирать пчел и давать им воду или мед. На зиму в улье остается 15–18 кг меда, раз в неделю ставлю в прилетную камеру крышку от майонезной баки, в которую наливаю воду.
Более 20 лет арендую кабинет для приема пациентов. Вначале он находился на пятом этаже, и летом держал пчел в мини-улье за окном.
Такой улей сделал, чтобы приезжать к пациентам на дом. Мини-улей на три маленькие рамки помещается в спортивную сумку. Для заполнения медом соединяю две маленькие рамки и ставлю их в улей (по длине две маленькие рамки равны одной стандартной).
С 2000 г. мой кабинет находится на втором этаже, и пчел за окном держать уже нельзя. Пришлось, как писал выше, разместить их в своей квартире. На работу привожу пчел в карманном контейнере. В кармане моего пиджака им тепло даже в морозные дни.
Вот так в моей квартире круглый год живут две пчелиные семьи. Когда пчел из одной семьи полностью израсходую для лечения больных, заменяю ее другой (самой маленькой) со своей пасеки. Для транспортировки использую четырех-пятирамочный улей.
В итоге в течение всего года дышу воздухом, пропитанным медом, воском, прополисом и другими продуктами пчел, слушаю их гул. Такая музыка благоприятно действует на мою нервную систему. В общем бесплатный курорт на дому!
Кроме того, наблюдаю за поведением пчел в квартире. Зимой на пасеке они собираются в клуб и очень тихо гудят. В квартире днем пчелы гудят громко, а вечером, когда выключаю свет, гул прекращается. Если ночью включаю свет, пчелы сразу начинают гудеть.
А.А.ГРИБКОВ,
магистр народной медицины,
апитерапевт
Тел. 8-926-526-90-43