Семья медоносных пчел — это сложная живая организация с уникальной системой адаптивных рефлекторно-инстинктивных механизмов. Работа с пчелами, их изучение, безусловно, привлекательны для человека любого возраста.
Знакомство подростков группы социального риска школы №46 г. Орла с пчелами вызвало у них немалое удивление и живой интерес к их необычной истории появления на Земле, жизни в неразрывном единстве с цветковыми медоносными растениями, а также к важному воздействию их на все живое на нашей планете.
Педагогический коллектив школы искал нетрадиционные подходы и технологии, позволяющие выполнять компенсаторные и коррекционные функции в отношении сложнейшего контингента учащихся. Это и послужило основанием для создания особой модульной программы, сочетающей работу на уроках в рамках факультатива «Основы практического пчеловодства» и кружка «Умелые руки».
Следует отметить, что факультатив «Основы практического пчеловодства» введен в школе в программу внеклассных занятий несколько лет назад, поэтому уже есть некоторый опыт работы. Программа рассчитана на учащихся 8–11-х классов, включает теоретические и лабораторные занятия в классе и практические работы в школьной мастерской и на пасеке, загородные экскурсии и посещение Орловской опытной станции пчеловодства. В процессе выполнения программы у учащихся не только формируются определенные знания, навыки, но и происходит совершенствование нравственного, экологического, эстетического воспитания, складывается потребность в трудовой и творческой деятельности.
Традиционно на первых занятиях кружка ежегодно проводится дегустация меда.
Пробуя сотовый мед и мед откачанный на медогонке, многие школьники заново открывают для себя фантастический мир этих чудесных насекомых с их целебной и вкусной продукцией. В процессе знакомства с восковыми постройками пчел, сотами, заполненными пергой и медом, приходит понимание сложных механизмов строительства оптимального жизненного пространства. Более чем за 200 млн лет своей эволюции пчелы пришли к шестигранным «комнаткам» в своем огромном темном городе-улье. Именно шестигранник позволяет им с наименьшими затратами энергии и строительного материала — воска достигать наибольшего объема построек. Знаменитый И.Кеплер еще в 1611 г. обратил внимание ученого мира на этот удивительный феномен гармонии, красоты и совершенства.
С нетерпением ждут учащиеся весенних загородных экскурсий, а также на пасеку. Неспешное рассматривание первых пылящих сережек орешника, ярко-желтых цветков мать-и-мачехи, первых пчел, старательно наполняющих корзиночки ножек свежей пыльцой, зарождает в сознании детей интерес и живое любопытство к необычным природным процессам. Наблюдения дополняются сведениями о трогательной заботе пчел о растущем потомстве и необычном альтруизме их при защите своих гнезд.
С большим интересом знакомятся учащиеся с предназначением и действием жалоносного аппарата пчел. Ведь ужаление фантастическим образом сочетает в себе эффект защиты пчелиной семьи от незваных нарушителей, болевое ощущение с последующим напоминанием в виде опухоли на теле пораженного нарушителя и, наконец, самое удивительное, полезное действие пчелиного яда на иммунную систему жертвы. Столь высокое совершенство защитной системы пчел, безусловно, сложилось в результате их многомиллионной эволюции в системе биогеоценозов.
Изучение устройства ульев учащимися сочетается с практическими навыками их самостоятельного изготовления в школьной мастерской. Становится понятна технология ульепроизводства в целом, которая включает подготовку и обработку разных видов древесины, изучение всевозможных конструкций, выбор одной из них для изготовления, подбор масштаба модели, изготовление деталей и их сборка.
Все это выполняют учащиеся при модульной системе занятий на уроках труда, рисования, черчения и кружка «Умелые руки». Завершается процесс изготовления улья окраской (с учетом особенностей зрения пчел). Некоторые учащиеся украшают наружные стенки своих ульев резьбой с изображением цветков и листьев растений, развивая фантазию, изобретательность и приобретая художественно-эстетические навыки. Лучшие работы демонстрируются на школьных и городских выставках детских изделий.
Опыт работы показывает большую популярность занятий пчеловодством у подростков группы риска. Некоторые выпускники школы поступили и успешно закончили профтехучилище по специальности «Пчеловодство». Наполнение учебно-воспитательного процесса с трудными подростками интересными для них кружковыми занятиями оказывается весьма перспективным для решения трудных психолого-педагогических проблем. Опыт организации интегрированных модульных программ может быть широко использован в ряде других образовательных учреждений.
О.Н.ПОЗДНЯКОВА
г. Орел