Детей спросили:
«Что такое экология?».
«Это когда дышишь,
а не кашляешь!» —
прозвучал ответ.
Пятнадцать лет назад в журнале «Пчеловодство» появилась статья о новом направлении в европейском пчеловодстве. В ней рассказывалось о том, как немецкие пчеловоды организуют экологически чистые пасеки, что заключалось не только в отказе, например, от подкормок сахаром или применения химических препаратов. Нет, они пошли по радикальному пути: регистрировали химическую чистоту воздуха на территории пасеки и в радиусе 50 км от нее.
Пойти на такой, на первый взгляд экзотический поступок их заставили следующие рассуждения. «В мире ежегодно вырабатывается более 20 тыс. новых химических веществ, из которых примерно 10% идет в сельское хозяйство, и они могут попадать в мед и там накапливаться. Это порой невозможно отследить даже с помощью современных приборов».
Концепция экологически чистой пасеки предусматривает организацию трех чистых зон: I — сама пасека, на которой не применяют химические вещества, антибиотики, сахар и т.д.; II — это территория вокруг пасеки, имеющая трех-четырехкилометровый радиус, на котором не должно быть посевов, при выращивании которых применяют разнообразные пестициды и т.д.; III — это площадь вокруг пасеки, радиусом в 50 км, в пределах которой не должно быть автострад, больших городов, предприятий и т.д.
Возникает вопрос: «А как же немецкие пчеловоды контролируют соблюдение пчеловодами правил экологической чистоты»? Во-первых, они дисциплинированны. Выданный местной ассоциацией пчеловодов сертификат ежегодно надо подтверждать, а они им очень дорожат и не идут на нарушения. Во-вторых, каждый год хозяину на такой пасеке выдают пронумерованные стеклянные банки и этикетки, с указанием фамилии хозяина, адреса и телефона. Их число соответствует объему меда, который ожидают получить в данной местности.
Как же быть нам? В 2000 г. авторы статьи приняли участие в одной из московских международных выставок, где прозвучал доклад, в котором выделили 10 пунктов, определяющих экологически чистую пасеку, выполнение их довольно-таки легко проконтролировать. По прошествии времени мы увеличили их число до тринадцати. 1. Земля вокруг пасеки в радиусе 3 км не должна содержать химических удобрений и пестицидов или обрабатываться ими, лучше всего, если она будет расположена в лесу. 2. Пчелам необходима чистая вода; в лесном болотце она настояна на травах и обладает целебными свойствами. 3. Воздух должен быть чистым в радиусе 50 км от пасеки. 4. Уровень радиации в зоне лета пчел не должен превышать допустимую норму. 5. Ульи должны быть изготовлены из дерева. 6. Для откачивания меда необходимо использовать деревянную медогонку. 7. Хранить мед можно в деревянной, стеклянной, эмалированной или в обливной керамической таре. Для перевозки допускается использование нержавеющих или алюминиевых емкостей с обязательным ежегодным покрытием внутренней поверхности, например, прополисом. 8. Нельзя применять сахарный сироп. 9. Нельзя применять химические лекарственные средства, антибиотики и т.д. для лечения пчел. 10. Следует использовать вощину собственного производства на основе воска только со своей пасеки. 11. Исключить нагрев меда свыше 35°С. 12. Необходимо отказаться от использования дыма при работе с пчелами, в крайнем случае можно использовать гнилушки лиственных пород деревьев (липа, ветла, осина, ива) и других (за исключением березы и дуба). 13. Нельзя использовать для распечатывания сотов нагретый металлический нож.
Чему равен потенциал России для производства экологически чистой продукции пчеловодства? Известно, что по числу дорог Европа обогнала нас в 10 раз. Так как у них большая плотность населения на единицу территории, поэтому у них мало экологически чистых зон. Нам повезло, наличие большого числа лесных массивов позволяет располагать пасеки через каждые 5–6 км, даже в европейской части России, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке.
В силу своей профессиональной деятельности мы неплохо знаем Московскую и сопредельные с ней области, поэтому отметим специфические особенности этой части Российской Федерации. Их две и следует их учитывать. Так, надо знать зоны с повышенной радиацией и «розу ветров». Как известно юг Московской области подвергся частичному заражению после Чернобыльской аварии. Значительно пострадали приблизительно половина Рязанской, значительная часть Тульской и Калужской областей. В Тверской граница между зараженной и чистой зонами пролегает между Смоленским и Волоколамским шоссе. Поэтому б ўольшая часть территорий на запад и восток от Москвы, а тем более на север пригодна по радиационному показателю для размещения экологически чистых пасек.
Преобладающие ветры в Московском регионе — северо-западные, поэтому бўольшая часть столичных выбросов отмечается в Рязанском и частично Тульском направлении, а там к ним подключаются отходы Воскресенского химкомбината и Коломенского цементного завода. Таким образом, теоретически уже через 50 км от Москвы на запад и север можно получать экологически чистый мед, но мешают автострады и города-спутники. Поэтому зону экологической чистоты в этом направлении следует отодвинуть на 100 км, а на юго-востоке — и дальше.
Заниматься подсчетом числа экологически чистых пасек, которые могут быть созданы, — дело неблагодарное, поэтому мы ответим словами мудреца: «Делайте хорошо то, что находится на расстоянии вашей вытянутой руки». С сожалением сообщаем, что на нашей пасеке пока выполняется 11,5 пункта экологической чистоты из объявленных 13, так как мы все-таки пользуемся «легким» дымом, а отдельные семьи все же обрабатываем химическими препаратами и около 50% сотов перед откачкой меда вскрываем нагретым ножом.
Так будем дышать или кашлять?
Н.КИРАСИРОВА, Б.КРЮКОВ