Воск

Вы можете заказать журналы и оформить подписку

в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ журнала

Справки по тел. 8-499-270-05-59;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Подписку можно оформить

в отделениях почтовой связи «Почта России»

по индексу ПИ428 (на полгода)

и на сайте: https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ428

Подписка
Среда ноября 27, 2024

Подписка на журнал ПЧЕЛОВОДСТВО → shop-beejournal.ru

свечи

продуктВ литературе, когда говорят о воске, отмечают, что в давние времена воск шел исключительно на изготовление свечей для богослужебных церемоний и для освещения «белокаменных палат» аристократов. Но это, оказывается, не единственная и далеко не самая главная «профессия» воска.

Упоминания об его использовании находим в древнегреческой и древнеримской мифологии (например, знаменитые крылья Икара). Его использовали при росписи стен дворцов местных олигархов (раскопки Геркуланума и Помпеи), где он входил в состав красок, поражающих своей яркостью и нынешних эстетов. Использовали воск и на бытовом уровне. Этот продукт пчел был буквально «затычкой в каждой бочке» (в амфоре) с вином, маслом, зерном и другими продуктами питания; применялся он во всевозможного рода замазках и пропитках для защиты от влаги различных предметов; входил и в различные медицинские снадобья и т.д., и т.п.

 
 

Интересно использование воска в письменности. Древние, но культурные народы использовали для письма тонкие дощечки, покрытые его тонким слоем. На них быстро нацарапывали нужный текст, который при необходимости легко можно было удалить без всякого ластика. Дощечки таким образом использовали многократно. И сегодня какой-либо маститый автор, подавая главному редактору издательства или «толстого» журнала свой объемный опус, небрежно бросает: «Я тут нацарапал (наскрябал)… Посмотрите…».

Греческие и римские официальные документы в те далекие времена писали на нескольких дощечках, соединяемых затем шнурком, на концах которого прилаживали то, что потом стали называть печатью. Это «то» было сделано из воска. Неповрежденная печать указывала, что дощечки не были вскрыты, прочитаны, и текст не мог быть фальсифицирован. Так возникла неотъемлемая часть любого документа — печать, которую используют в течение тысячелетий.

Печать может быть определена как оттиск определенного характера на мягком материале. Ее прикрепляли к грамоте, письму, каким-либо предметам и т.п. В случае размещения на документах она гарантировала сохранение в тайне их содержания, как сейчас принято говорить — легитимность, в случае имущества — говорила о принадлежности оного владельцу такой печати.

Оттиски получали с помощью специальной печатки. Были, например, печатные перстни. Вспомните, если хотите русскую сказку («Сивка-бурка»), в которой местная царевна так припечатала именным перстнем лоб соискателя ее руки, что по печати и узнали его. Были каменные печатки. Их носили на шее вместо креста, которого в те времена ни у кого не было. Они имеют азиатское происхождение, где и сейчас, если верить прессе, креста ни у кого нет.

Печати были принадлежностью царских грамот и отличали их от других документов, и часто были единственным средством, доказывающим их подлинность.

К некоторым грамотам, вместо восковых печатей, прикрепляли металлические (свинцовые или даже золотые), так называемые, буллы. В последствие название металлической, преимущественно золотой печати было перенесено и на сам документ.

Воск брали натурального цвета. Он включал в себя всю шкалу оттенков желтого, бежевого, вплоть до коричневого. Затем в стремлении украсить печать и отличать их одну от другой к воску стали добавлять краску. Для получения красного цвета добавляли киноварь, для зеленого — ярь-медянку, в коричневый красили добавлением смолы, а в черный — сажи. Однако и такими окрашенными печатями не мог пользовать, кто попало. Красные обычно были государевыми печатями; но и другие цвета можно было использовать только после получения определенных чинов, званий и привилегий.

При слове «печать» большинство людей представляет себе печать круглую. Но, оказывается, они были и овальные (такие печати использовала церковь), щитообразные или даже четырехугольные. Отличались они и размерами — от 3-х до 20-и сантиметров в диаметре.

Интересно взглянуть на поле печати — там мы найдем искусно исполненную миниатюру. Это могли быть образы «государственных мужей» — владельцев печатей, — сидящих на троне или на лихом боевом коне с саблей наголо, так называемые представительские (царские) печати «их царского величества». Городские печати отличались большим разнообразием, — различной символикой: с гербами в виде всякой живности или с архитектурными достопримечательностями. В большинстве случаев эти изображения дополняли надписями, чтобы и несведущему было ясно, что «се лев, а не собака», то бишь, это Тамбов, а не Туров; или что это царь-батюшка, а не Ванька Каин.

Простейшим способом прикрепления печати к документу был простой оттиск ее на воске, наплавленном прямо на грамоту. Другой способ — навешивание печати на полосках пергамента или шнурках (так называемые «вислые» печати).

Интересно заметить, что печать часто использовали и в качестве своего рода «визы» того или иного приказа (так тогда назывались министерства), или боярина (министра), и таким образом на документе обнаруживалось порой не менее десятка таких «вислых» печатей. Несмотря на то, что пергамент — материал довольно прочный, в случае больших и тяжелых печатей возникала опасность обрыва или повреждения части документа. Поэтому снизу его складывали не менее чем вдвое, и печати прикрепляли к такой утолщенной кромке (к так называемой «полочке»).

 
 

Вот какая «служба» была в свое время у воска. А то все свечки, да свечки — как будто других дел нет…

Кстати, если уж речь зашла о восковых свечах, то в древней Англии существовало поверье, что больной непременно выздоровеет, если он сам, или его родные, изготовят восковую свечу массой равную весу больного, и «возжгут» ее у его постели. А поскольку в те времена воск был буквально «на вес золота», то оттуда, вероятно, и пошла поговорка, что «здоровья не купишь».

В архивной пыли копался В.ЕФИМОВ

 

Конференция по пчеловодству
Конференция по пчеловодству
Клуб пчеловодов «Крылатский» приглашает

Свежее

Популярное

toolАдрес редакции журнала "Пчеловодство":
125212, г. Москва, Кронштадтский б-р, д. 7а
Kronstadt Boulevard, 7a, Moscow, 125212

telephone +7 (499) 270-05-59 (WhatsApp)

noteАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

При использовании, копировании, цитировании публикаций портала beejournal.ru обязательна прямая ссылка на страницу используемого материала.

VKOKTelegram

Сейчас на сайте 467 гостей и нет пользователей

Яндекс.Метрика