Всем пчеловодам известен колокольный улей Витвицкого, состоящий из отдельных корпусов разного размера и формы. Основной корпус (их может быть несколько) высотой 10 дюймов имеет внутренние размеры 10х10 дюймов. Корпуса-надставки несколько сужаются кверху, корпуса-подставки книзу несколько расширяются, но все одинаковой высоты — 6 дюймов. Верхний размер первой подставки 10х10 дюймов, нижний — 15х15 дюймов, остальные расширяются книзу на 2 дюйма.
Н.М.Витвицкий утверждает, что роение можно вовсе прекратить, если своевременно помещать подставки под основные корпуса. Вероятно, предоставив пчелам возможность расширять свое гнездо книзу и строить соты, можно отвлечь их от роения, но, исходя из опыта и наблюдений, это не является определяющим в регулировании роения. Значит, при содержании пчел в улье Витвицкого оно отсутствует еще и по другой причине.
Под гнездом пчел всегда находится дополнительное пространство с прохладным воздухом, а ульи Витвицкого стоят на невысоких подставках близко к земле. Часто я наблюдал, как пчелы при их большом количестве, когда работы для всех не хватало, висели без движения гроздьями под нижними планками гнездовых рамок. Можно сделать вывод, что они очень экономно расходуют свою жизненную энергию.
Некоторые пчеловоды делали эксперименты: ульи без дна ставили на ямы или траншеи, вырытые в земле, и потом утверждали, что таким образом можно предотвратить роение.
Очевидно, что пчелам необходимо не только теплое гнездо, но и холодная камера снизу, где они могли бы находиться при отсутствии работы. Это не учитывается в самых распространенных ульях: Дадана и Рута.
Как правило, иметь под гнездом глубокое дно рекомендуют для успешной зимовки пчел. Но надо прямо сказать, что оно им необходимо в течение лета для создания холодного пространства, где они могли бы находиться в состоянии покоя. Считаю, что все ульи с дном глубиной менее 100 мм непригодны для успешного содержания пчел.
Я никогда не ставил ульи без дна на ямы в земле, но пытался создать холодное пространство для пчел другим путем. В моих ульях пол свободно вынимается. В его пазы вставляю на лето раму с металлической сеткой, не проходимой для пчел. Как это оказало влияние на роение, не могу сказать, но шум в ульях значительно утих, особенно вечером и ночью — во время переработки нектара в мед. Возможно, повлияло достаточное поступление воздуха в гнездо.
Размещение сетки вместо пола не повлияло отрицательно на работу пчел.
Полагаю, мои утверждения относительно необходимости холодного пространства для пчел вполне обоснованы. В конструкции улья обязательно должны быть предусмотрены теплый гнездовой корпус и холодное глубокое дно.
Ю.Н.КУЛИКОВ
Калужская обл.,
г. Обнинск