В Саратовской области проживаю уже 12 лет. Имею стационарную пасеку в 100 семей. Прошлым летом в середине июля накануне медосбора с подсолнечника, начинающегося 15–20 июля, обнаружил семью-трутовку. Она была сильная, занимала 12 рамок стандартного улья. Пчелы беспокойно бегали по сотам и стенкам улья. Соты были наполовину залиты нектаром, а в свободных ячейках появились яйца пчел-трутовок. По правилам такую семью следует стряхнуть в траву, дать ей плодную матку, заменить соты, переформировать гнездо. Посоветовавшись с сыном, сделал по-другому. Все 12 рамок с пчелами переставил в переносной ящик, в опустевший улей поместил восемь частично залитых медом и заполненных пергой сотов из других семей. Между четвертой и пятой рамкой сделал колодец под прививочную рамку и ограничил гнездо рамкой-диафрагмой, леток открыл на всю ширину, сверху положил утепление.
Переносной ящик отнес от пасеки на 100 м и всех пчел стряхнул в густую траву. Рамки унес в зимовник на сутки, чтобы яйца в них погибли, позже раздал соты тем семьям, у которых брал рамки с кормом.
Пока пчелы возвращались в свой улей, быстро изготовил 15 восковых мисочек. Часа через три сделал прививку на молочко (часть семей на пасеке использую для производства маточного молочка). Личинок в возрасте до 12 ч взял в лучшей семье с элитной маткой, проверенной на зимостойкость, весеннее развитие и медопродуктивность. Подготовленную таким образом прививочную рамку поставил в колодец семьи-трутовки. Так она превратилась в семью-воспитательницу.
Осматривая гнездо спустя сутки, отметил, что яиц пчел-трутовок не было, а из 15 предложенных семье личинок 14 пчелы приняли. Между пятой и шестой рамкой поставил сот с открытым расплодом.
Еще через сутки лет пчел нормализовался, в рамках появился свежий напрыск (зацвел подсолнечник), бегающие по сотам и стенкам улья пчелы пропали, личинки в маточниках буквально утопали в молочке. При бонитировке маточников два разрушил, дал еще две рамки с открытым расплодом. Теперь воспитательница имела 12 рамок, из них три с расплодом, восемь с медом и одна прививочная.
Пользуясь календарем вывода маток (ж-л «Пчеловодство» №3, 1997; №4, 2000), определил время выхода маток и к этому сроку подготовил 11 отводков, которым и раздал по зрелому маточнику, 12-й остался в семье-воспитательнице. Вышли все 12. Дочери чистопородной матери, полученной нами из Закарпатья, молодые матки, унаследовали экстерьер, присущий этой породе: темную без желтизны окраску, крупные размеры. В маточниках оставалось столько молочка, что его хватило бы на прокорм еще по одной.
После облета выяснилось, что одна матка пропала. Этот отводок присоединил к благополучному. Всех маток пометил несмываемой светоотражающей фольгой золотистого цвета.
Августовские матки развивают большую яйценоскость. Подставленную вощину пчелы отстраивают только пчелиными ячейками. 5 сентября отводки в виде пакетов продал пчеловодам-любителям (10 шт.). Пакет семьи трутовки-воспитательницы оставил себе. Все пчеловоды намерены провести оценку хозяйственно полезных признаков пакетных семей: зимостойкости, устойчивости к заболеваниям, интенсивности весеннего развития.
В.И.СУХОВ
Саратовская обл.