У моих знакомых пчелы хорошо зимуют на чердаках жилых домов, где температура зимой 6–8°С тепла. В этом случае необходима помощь при постановке и выставке семей. Я же работаю один, и все делаю сам, поэтому моя пасека зимует в зимовнике. Расположен он с северной стороны жилого дома и архитектурных неудобств не создает. Размеры зимовника 2,5х6х2 м (заглубление — 1 м). Стена изготовлена из метровых листов старого шифера. Двускатная крыша — из досок и шифера. Дверь 80х80 см. Глубина в 1 м очень удобна для постановки и выставки пчел из зимовника без каких-либо приспособлений. Земляной пол в зимовнике покрываю слоем опилок, чтобы он не промерзал. Ульи располагаю вдоль боковых стен в два этажа: по шесть в нижних и пять — в верхнем рядах: всего 22 улья. Вентиляцией служат щели между крышей и боковыми стенами.
Зимовник зимой не посещаю. Первый раз открываю его 10 марта и провожу беглый осмотр семей. Если вижу, что пчелы дошли до задней стенки улья, даю им по 250–300 г канди. Указанную порцию подкормки заворачиваю в провощенную бумагу и, сделав надрез, быстрым движением кладу прямо на пчел. Медлить нельзя, иначе обитательницы улья начнут вылезать и много их погибнет. Если время выставки пчел затягивается, то такую подкормку провожу еще раз. Пчел выставляю только в хорошую погоду, когда высохнет земля и появятся первоцветы. Закончив выносить ульи, сразу открываю летки. Как только пчелы успокоятся, начинаю чистить и осматривать гнезда. Семьи содержу в двенадцатирамочных ульях с магазинными надставками промышленного производства старого образца, расстояние между рамкой и дном 1 см. Мне приходилось держать пчел в ульях различных систем, но по душе пришлись именно эти, хотя у них есть недостаток — тяжелые крыши. Все семьи зимуют на шести рамках, и чтобы почистить дно, передвигаю их с одной стороны на другую. В это время расплода в гнездах нет, поэтому чтобы узнать, есть ли матка, осматриваю соты. Перга в сотах — это указатель отсутствия матки. Такую семью объединяю с рядом стоящей. Если в гнезде мало меда, то заменяю пустой сот на полномедный, сохраняя число рамок неизменным. Пчел обычно бывает столько же, сколько было осенью, и они плотно обсиживают все соты. Количеству подмора я значения не придаю, для меня главное — общая масса живых пчел.
Через две недели, сняв крышу с улья и приоткрыв холстик, смотрю, перешли пчелы за диафрагму? Если вижу, что перешли и грызут боковую подушку, то ставлю один — два сота, что зависит от силы семьи. В это время цветет ива, и при хорошей погоде пчелы не только полностью обеспечивают себя кормом, но даже делают запасы. При отсутствии взятка семьи лучше подкормить. Кормушками я не пользуюсь. Подкормку заливаю в сотовые рамки, которые ставлю за диафрагму. Как только начинает выходить расплод, семья быстро набирает силу, так что только успевай подставлять сотовые рамки. Вощину использую только тогда, когда обильно цветет одуванчик, но не более 5 рамок за сезон. Когда семьи пчел занимают 11 рамок, от двух лучших семей делаю отводки на старых маток. Для этого беру три рамки с пчелами и печатным расплодом на выходе, дополнительно стряхиваю пчел с двух рамок и ставлю рамку с медом. Сюда же помещаю матку. Улей отношу в сторону, но не закрываю, чтобы летные пчелы вернулись в свое гнездо. В осиротевшей семье пчелы, как правило, на всех рамках закладывают свищевые маточники. Примерно через десять дней приступаю к массовой организации отводков. Делаю их также на старых маток. В основные семьи подставляю сот со зрелыми маточниками и обсиживающими их пчелами из первых двух семей. При формировании сборных отводков объединяемых пчел и леток опрыскиваю из «Росинки» сильно пахнущей жидкостью.
Почему я предпочитаю отводки на старых маток? Я заметил, что старые родоначальницы, дающие редкий горбатый расплод, после роения восстанавливают яйценоскость и пчелиный расплод у них становится плотным, как у хороших молодых маток (что вообще свойственно всем роям). Из этого я сделал вывод, что роение для матки — обновление или омоложение ее организма. То есть ей очень полезны перерывы в яйцекладке. Используя это открытие на практике, предотвращаю роение и не даю расти семьям, а матке тем самым организую отдых. Болезней расплода (гнилец, аскосфероз) у меня практически не бывает: в отводках нет летных пчел и матка прекращает откладку яиц, а в основных семьях просто нет маток. Все это делаю во время цветения одуванчика. При организации отводков есть одна сложность — возраст печатного расплода: разность в 12 дней — главное, что определяет дальнейшую судьбу новой семьи. Поэтому я вскрываю крышечки расплода в нескольких местах сота. В семьях, где остались летные пчелы, изымаю часть меда и периодически переношу его в отводки, а при необходимости и подсиливаю расплодом из других семей. Но все эти семьи до 1 июля не должны вырасти больше того, что позволяет корпус. Как только отцветет одуванчик, в семьях создается стрессовая ситуация: они сильно ослабевают, поскольку нет нектара — нет развития семьи. В это время я их обязательно хоть понемногу, но подкармливаю. Сахарный сироп использую очень осторожно, чтобы он не накапливался в сотах. Многие пчеловоды сообщают, что когда они скармливают пчелам каждый день по литру сиропа с какой-либо настойкой в течение определенного времени, то пропадают болезни пчел. Однако, если давать такое количество сиропа без всяких добавок, я думаю результат будет тот же. С 15 июня готовлю пчел к кочевке. К этому времени все лишние семьи стараюсь продать, а на кочевку вывожу не более пятнадцати.
Семьи подбираю так: ставлю на гнездо магазинную надставку, если пчелы полностью ее занимают — отношу семью к хорошим. Менее сильным добавляю рамки с печатным расплодом. Оставленные на пасеке семьи сокращаю до семи улочек, чтобы приносимый нектар пчелы не истратили на выкармливание личинок, а сделали запасы на зиму.
На кочевке мед откачиваю несколько раз, при этом беру его только из магазинов. Сахарный сироп в зиму не даю и осенним наращиванием пчел не занимаюсь.
Вернувшись с кочевки (не позднее 10 августа), начинаю подготовку к зиме. Пчелы сами располагают в гнезде запасы так, как им надо: с одной стороны — медо-перговые рамки, с другой — медовые. Со стороны перговых отсчитываю шесть и вставляю диафрагму. За нее переношу рамки с расплодом, а на их место ставлю медовые. Матка обязательно должна быть в основном гнезде. Вот и вся подготовка. Пчелы сами перетаскают мед из-за диафрагмы в гнездо, правда, в это время много его и съедают. В зиму семьи идут на шести рамках. Много это или мало? Все зависит от плотности обсиживания сотов. Осенью пчелы охраняют медовые рамки, поэтому создается видимость тесноты, а при 0°С больше шести сотов они не занимают. На лишних, не занятых пчелами сотах в зимнем гнезде появляется плесень и зимовка проходит хуже. Если пчелы занимают и крайние улочки, то конденсата вообще нет.
Пчел убираю в ноябре при небольшом морозце. Ульи в зимовник заношу без крыш и так оставляю. Мышей не опасаюсь, так как в гнездо, где все пространство занято пчелами, ни одна мышь не сунется. Если подсчитать время, которое трачу на пчел, то получится очень немного. Судите сами. День на выставку и чистку доньев, три часа в неделю — на расширение семей, час — на подготовку и формирование отводка, день — на подготовку пасеки в зиму и день — на постановку в зимовник. Хотя пчелы и служат мне основным источником дохода, но располагаю достаточным временем и на другие интересные для меня дела.
А.М.ТРИФОНОВ
Московская обл.