Большинство пчеловодов-любителей содержат свои маленькие пасеки в стесненных условиях садовых кооперативов. В пору огородной страды, когда кругом соседи, приходится решать, как обезопасить их от пчел, нередко склонных к злобивости и ройливости.
Очень важно сосредоточить работу летных пчел на низких высотах в одном месте. Для этого нужно поставить ульи компактно, предварительно определив главное направление лёта. Такую возможность дает линейное размещение, которое применяю с 1994 г. Кроме того, когда ульи расположены в ряд на двух брусьях, то их значительно удобнее обслуживать, чем когда они стоят отдельно на подставках. Все под рукой: дымарь, холстики, инструмент лежат на крышах соседних ульев; ящик пчеловода и прочее — на брусьях.
Сдвигая улей по брусьям в сторону, весной можно переставить его на чистое дно, а летом — добавить новый улей для увеличения пасеки или деления семьи на пол-лета. Если летки ульев направлены в одну сторону, можно с одной точки наблюдать за летной активностью и облетами десятков семей. За линией пчелиных семей можно сделать дорожку из плитки или досок, чтобы пчеловоду было удобнее работать. Я такую дорожку сделал пока только за третьей линией.
Еще с 1988 г. стал применять ряд приемов для снижения злобивости пчел: выбраковывал агрессивные семьи, заменял в них маток, переставлял их ульи подальше от соседей, оберегал каждую пчелу при осмотрах, работая предельно аккуратно. Однако все впустую.
Перелом наступил в 1998 г., когда начал подсаживать в злобивые семьи маток приокской породной группы среднерусской породы, купленных в Краснополянской опытной станции пчеловодства. Благодаря такому приему за минувшие шесть сезонов медовая продуктивность пасеки не снизилась, а люди и пчелы теперь могут работать рядом.
Вместе с тем ройливость на моей пасеке до 2000 г. продолжала быть высокой. Приходилось беспокоить соседей, снимая рои с их яблонь. Кроме того, во время роения в семьях накапливается большое число бездеятельных молодых пчел, которые гроздьями висят на рамках. Начал расширять гнезда семей, вошедших в роевое состояние, но это не всегда помогает: из 20–22 семей теперь удается уберечь от него 16–18.
Делаю это так. Ставлю на семью, в роевом настроении, еще один-два корпуса (использую ульи Дадана) и распределяю по ним рамки из гнезда, расставляя между ними медовые, с вощиной и сотовые, все маточники при этом удаляю. Грозди пчел под рамками немедленно исчезают, начинается активное строительство сотов, матка откладывает яйца на сотовых рамках, стоящих между расплодом. На следующий день в 14–16 ч пчелы этой семьи уже дружно облетаются. Она быстро растет и при наличии качественной матки к главному медосбору занимает уже три корпуса.
Пчелиным семьям с хорошими молодыми матками бывает достаточно одного расширения, чтобы они работали не роясь. Ройливые семьи нуждаются в двух-трех.
Все результаты осмотров семей заношу в рабочий блокнот. В любой момент могу узнать состояние каждой и планировать работу. Нередко собираю гнездо «колодцем» и подворачиваю или совсем убираю холстик с верхнего корпуса, обеспечивая пчел свежим воздухом. После первого расширения и до главного медосбора в каждом корпусе оставляю по 10 рамок, — на месте первой и двенадцатой пчелы строят трутневые соты, затем трутневый расплод вместе с клещами вырезаю и скармливаю воробьям и воронам.
За сезон получаю 38–45 кг меда от каждой зимовалой семьи.
П.П.ПРОХОРОВ
Нижегородская обл.