Пчеловодный стаж у меня небольшой — 11 лет, но я потомственный пчеловод седьмого колена. Начал с пяти семей в двенадцатирамочных ульях. Сейчас с двумя помощниками ухаживаю более чем за двумястами.
Для накопления опыта и анализа ошибок одновременно веду два дневника: первый — о цикличной многолетней жизни каждой семьи; второй — позиционный — о том, где и как расположен улей, о силе семьи, количестве кормов и т.д. Оба дневника служат для удобства ведения пчеловодного хозяйства. Позиционный хорошо помогает при зимовке пчел на воле, но особенно на кочевках. С его помощью легко отыскать на местности по номеру необходимую семью, а также обнаружить воровство.
Сделав сравнительный анализ, выявил на территории своей пасеки геопатогенные зоны, где семьи плохо развивались, слабели, некоторые как заколдованные трутневели на одном и том же месте. Переставил ульи и поилку в энергетически благоприятные зоны.
Для крупных пасек предлагаю упростить нумерацию семей. На ульи вешаю номерки разной формы, которая обозначает порядок сотен, а двузначные числа на номерках — десятки и единицы (рис.). Сотое число каждой сотни обозначаю двумя нулями: 00.
Номерки вырезаю ножницами по металлу из оцинкованного железа. Просверливаю в них отверстия, чтобы вешать на гвоздики, вбитые в ульи. Краской надписываю двузначные числа.
Номер закрепляю за новой плодной маткой и переставляю его с одного улья на другой при переселении семьи, например из зимнего улья в летний или из маленького в большой.
При формировании гнезда мне поначалу было сложно объяснять помощникам, какую нужно подавать рамку, тогда я ввел для них следующие обозначения:
0, «нулевка» — рамка с вощиной;
1, «единица» — рамка с неполностью оттянутыми ячейками (35–85% площади); такие рамки подставляю в гнезда весной;
2, «двойка» — полностью отстроенная рамка, готовая для откладки маткой яиц;
3, «тройка» — сотовая рамка, в которой есть и трутневые ячейки; такие рамки подставляю в верхние корпуса после разделительных решеток;
4, «четверка» — немного травмированная или темноватая рамка; такие рамки применяю (не в гнезде) только при дефиците сотов в период медосбора, если их не использую, то отправляю на перетопку;
5, «пятерка» — бракованная рамка, которую надо сразу отправить на перетопку.
В августе—сентябре после сокращения гнезд сортирую сотовые рамки и раскладываю по двенадцатирамочным корпусам, на которых мелом написаны номера согласно описанной методике. Корпуса ставлю друг на друга по пять-шесть штук, снизу и сверху закрываю сетками от мышей и моли. На следующий год перекладываю рамки в переносные ящики и несу на пасеку. Стоя у раскрытого улья и формируя гнездо, я называю условный номер: «нулевка», «двойка» и так далее, а помощники подают мне нужную. Это просто, быстро, удобно.
Кормовые рамки храню на складе тоже в корпусах или свободных ульях. Сортирую их на три вида: маломедные (мал. м.), перговые (пер.) и полномедные (пол. м.); подписываю мелом корпуса или ульи.
Раньше при осмотре семей, переходя от улья к улью, я частенько забывал то нож, то стамеску, то крылышко. Или, взяв в сарае ножовку, чтобы, например, подпилить плечики невлезающей рамки, снова бежал за молотком и гвоздями, чтобы что-то прибить и так далее.
Эта суета вынудила меня создать передвижной двухэтажный столик, в котором есть все необходимые предметы: пчеловодные ножи (2–3 шт.), стамески (2–3 шт.), ножовка, молоток, клещи, дымарь с запасом гнилушек, баночки с гвоздями разных размеров, коробочки для прополиса, воска, перги (обножки), маленькие ножницы (чтобы подрезать нижние крылья маткам семей, пришедших в роевое состояние), запасные номерки, клеточки, разноцветные мелки, коробочки для подмора, ведерко и лопатка для мусора и т.д.
Столик на четырех колесах, поэтому его легко возить по пасеке. Над ним можно установить большой зонт от дождя или солнца. В кочевых условиях чаще использую переносной пчеловодный ящик, который оснащен несколько проще.
Иногда после осмотра ульев забывал на пасеке рамки, которые привлекали пчел и провоцировали воровство, особенно в безвзяточный период. Оставались под дождем старые холстики, корпуса, возле ульев валялся упавший инструмент, который обнаруживал лишь через неделю, месяц и даже на следующий год.
Сейчас после каждого трудового дня делаю контрольный обход пасеки и навожу порядок, регулирую зазор летков, поправляю сбитые прилетные доски, покосившиеся ульи. Забытые предметы раскладываю на свои места. На кочевке на каждом точке также поддерживаю порядок, организую под навесом склад утеплительного материала, запасных рамок, место для приготовления и приема пищи.
К нелегкому пчеловодному труду надо относиться серьезно, вдумчиво и творчески, так же как к труду на больших и малых предприятиях: улучшать условия труда, культуру, гигиену, увеличивать производительность и рационализировать. Тогда благодарные пчелы сторицей вознаградят трудолюбивых и изобретательных пасечников.
В.В.СОРОКИН
Курская обл.