В Вологодской области традиционно разводят среднерусских пчел. Но состояние генофонда этой породы оставляет желать лучшего.
Семьи размножают естественным роением, маток не меняют, не ведут селекционной работы. Получение двух магазинных надставок товарного меда от зимовалой семьи считается очень большой удачей. Пчелы мелкие, ройливые, часто гибнут во время зимовки.
Хотя во многом это может быть связано и с низкой культурой пчеловождения, так как многие считают, что держать пчел — самое легкое занятие. У отдельных пчеловодов сохранились чуть ли не втулочные ульи. Именно поэтому пчеловоды начали с юга завозить пакеты с карпатскими пчелами. Одно из тепличных хозяйств использует их уже тридцать лет, а пчеловоды-любители — 3–4 года.
Наша пасека начиналась с трех пакетов пчел, купленных в тепличном хозяйстве. Их породу и происхождение мы не знали. Потом стало известно, что это карпатки из Майкопского опорного пункта. Привезли их на участок 8 мая, вечером пересадили в двенадцатирамочные ульи.
Сотовых рамок, а тем более меда в сотах у нас не было, расширяли гнезда только вощиной, по неопытности толком даже не утеплили, так что пчелам пришлось полагаться только на собственные силы. Через полтора месяца каждая семья освоила корпус.
С постановкой магазинных надставок мы опоздали, и семьи пришли в роевое состояние, а одна отпустила рой. В основной семье осталась молодая матка, которая впоследствии дала помесных пчел. Маточники из ульев мы удалили.
Вскоре наступил главный медосбор, и семьи заработали в полную силу. В среднем на семью получили по 36 кг товарного меда плюс запасы на зиму в гнезде. Специального зимовника у нас нет, и пчел решили оставить зимовать на улице: ульи со всех сторон обложили лапником и засыпали снегом.
Зима 2004/05 г. была теплой и сырой, в гнездах было много подмора, местами он заплесневел, наблюдался понос. При беглом осмотре 16 апреля семьи занимали по 8–10 рамок, корма было достаточно для развития. К 13 мая в гнездах насчитывалось по 8 рамок с расплодом, а 25 мая семья-помесь отпустила рой. Посадили мы его в отдельный улей на вощину, через 3 недели поставили второй корпус, который они освоили за месяц, к главному медосбору. Рой собрал 34 кг товарного меда. Лето 2005 г. было неурожайным, в основном по нашей вине: мы погнались за ростом пасеки, и семьи смогли набрать мед только на зиму (товарный мед — 9 кг на семью).
Зима 2005/06 г. была суровой. В январе в течение двух недель температура днем держалась ниже –35°С, ночью до –42°С. Пчелы, укрытые лапником и снегом, перезимовали прекрасно: было немного сухого подмора, корма хватило всем. Из 9 семей погибла только одна со старой маткой. Облет 5 апреля был дружным, следов поноса не было. В 2006 г. все семьи роились в июне, по нашему недосмотру некоторые несколько раз. В среднем на семью получили по 34 кг товарного меда, а от одной из помесных — 55 кг.
Зимовка 2006/07 г. прошла благополучно, несмотря на отсутствие снега до Нового года. Мы потеряли только одну слабую семью. Весна началась рано, пчелы облетелись 16 марта. С начала июня погода испортилась, два месяца шли дожди, к началу главного медосбора семьи сильно ослабели и едва обеспечили себя кормом на зиму (средний товарный медосбор — 7,4 кг на семью). Товарный мед дали только карпатки.
Местные жители сначала отнеслись к пчелам карпатской породы с предубеждением. Весной 2007 г. кроме нас еще трое пчеловодов купили по одному пакету и не остались без меда. Те, кто карпаток не держал, объяснили свои неудачи очень просто: «Ваши пчелы не летают за нектаром, а воруют мед из других ульев, поэтому у вас и мед есть».
Содержание карпатских пчел в такой северной области, как Вологодская, вполне возможно: зимовку они переносят удовлетворительно, весной развиваются хорошо, а по медосборам превосходят местных. Плюсом карпаток является миролюбивый характер. Минус в том, что их приходится закупать каждый год. При скрещивании с местными пчелами порода быстро исчезает. Помеси первого и второго поколений еще похожи на исходных пчел, в третьем и четвертом доминируют признаки местных беспородных.
Выводы из нашего недолгого знакомства с карпатскими пчелами следующие: успех в первую очередь зависит от качества пчел; во-вторую — от уровня ведения хозяйства. Если в Вологодской области не будут вести масштабную селекционную работу по среднерусской породе, рядовые пчеловоды будут покупать пакеты из южных хозяйств. Пока пчел будут содержать старыми дедовскими способами, их продуктивность по-прежнему будет низкой. Очень хотелось бы сравнить карпаток со среднерусскими пчелами.
А.С.СОБОЛЕВА
Вологодская обл.