В ж-ле «Пчеловодство» (№10, 2007) прочитал статью «Пчелы на увеличенных гнездовых рамках». Этой проблемой занимаюсь более 5 лет и довольно успешно.
Для зимовки семей изготовил 5 магазинных надставок высотой 75 мм. В каждой располагается 12 рамок размером 435х75 мм.
Во время главного медосбора ставлю магазинные надставки на сильные семьи, а через 6–8 дней получаю готовые с запечатанным медом, которые убираю на склад и храню их до окончания медосбора (2 августа). Затем обычно наступает резкое похолодание, идут дожди.
Чтобы решить проблему с кормом на зиму изменил размер гнездовых рамок: рамку 435х300 мм увеличил на 75 мм. При этом количество меда в гнезде возросло на 8–10 кг. Эти рамки применяю для того, чтобы использовать магазинные надставки для зимовки семей. Запас меда на зиму составляет не менее 30 (32) кг.
За 20 с лишним лет не было случаев гибели семей от нехватки корма. Авторы указанной выше статьи пишут, что 2 семьи погибли из-за малого запаса меда над клубом, остаток неизрасходованного составил 18 и 21 кг. Если у моих семей остается после зимовки 10–12 кг корма, считаю это хорошим показателем. При таком запасе пчелы не могли погибнуть.
В статье есть ссылка, что информацию на начальном этапе работ дала книга М.В.Лупанова «Советы старого пчеловода», опиравшегося в своем труде более чем на полувековой опыт работы с пчелами. М.В.Лупанов использовал рамки размером 500х500 мм. Однако, чтобы их использовать, во-первых, нужно переделывать ульи. Во-вторых, вес рамки возрастает где-то вдвое (8–10 кг). Чтобы ее извлечь из улья, нужно приложить немалое усилие, а постановка ее на место также требует дополнительных затрат труда.
Считаю самым оптимальным размером рамки 435х455 мм. В этом случае можно использовать магазинные надставки, и проблема с кормом будет решена с малыми потерями для семьи. Гнезда на зиму не формирую. Считаю, что пчелы не глупее нас. Они жили миллионы лет до нас и будут жить после нас, а мы их учим, как обустроить свое жилище!
Первый урок они преподнесли мне, когда я вышел на пенсию. 30 мая мой друг привез мне две семьи, которые временно мы разместили на брезенте перед баней, а сами стали готовить площадку. Расстояние между первым и вторым местом было 8 м. Изготовили стеллажи и перенесли ульи. День был теплым (в тени 28°С), пчелы хорошо работали, но возвращались на место перед баней. Пришлось весь день перетаскивать их на брезенте к ульям, только к вечеру все успокоилось. Вот так я получил первый урок.
Второй они мне преподали, когда температура в тени поднялась до 30°С. В 12 ч лет пчел прекратился, и они начали интенсивно вентилировать ульи. Я сделал полог над ними, и приблизительно через 30 мин они вновь стали летать.
В настоящее время у меня 22 семьи. Все стоят под навесами, которые сделаны с таким расчетом, чтобы утром (до 12 ч) ульи находились на солнце, после 13 ч — в тени. При жаркой погоде пчелы теперь работают весь день. Под навесом укрепил монорельс, по которому перемещается подъемный механизм с весами на 100 кг для взвешивания ульев и снятия магазинных надставок, а их бывает 3 или 4 шт.
После медосбора за 1 ч взвешиваю все ульи (учитываю вес пустого улья), пропуская цепь через их ручки, и поднимаю, а данные заношу в журнал учета. Если в какой-нибудь семье мало корма, ставлю магазинную надставку с медом, сахарным сиропом не подкармливаю. Проверяю также наличие матки по открытому расплоду. На этом работу с пчелами заканчиваю. Главное, чтобы на зиму хватило корма. Осенью силу семей не наращиваю, считаю, что в этом нет необходимости.
Весной у нас в Сибири не бывает раннего медосбора, то тепло, то снег с дождем, поэтому для подкормки оставляю две фляги с медом. Роение у нас начинается 12–15 июня, а медосбор — с 10 июля. Противороевые мероприятия не провожу, даю возможность семьям отпустить рой, если его масса меньше 2,5 кг, возвращаю обратно в улей, предварительно убрав маточники.
Новую семью создаю, когда масса роя три и более килограммов. Отводки не формирую, считаю, что рой намного лучше: во-первых, получаем чистое гнездо (ставлю 10 рамок вощины и 2 рамки с медом и пергой); во-вторых, у роевых пчел сильный инстинкт по восстановлению нового жилища. Они обеспечивают себя кормом на зиму и успевают заполнить магазинную надставку медом.
Осенью плохо работавшие на медосборе или часто роившиеся семьи расформировываю, а пчел после окуривания высыпаю на брезент, чтобы они разлетелись по другим ульям. Мой сосед — пчеловод активно борется с роением (с 10 июня), выламывает маточники, беспокоя пчел через 7–8 дней. Роения почти не бывает, но и меда он получает в два раза меньше, чем я, так как часто осматривает гнезда.
В.Р.ПРУДНИКОВИЧ
г. Красноярск