Лишь тогда мы сможем добиться масштабных успехов в селекции пчел, когда реально заработает двухуровневая система племенной работы, функционирующая по принципу обратной связи: генотипами занимаются региональные селекционно-информационные центры (племенные хозяйства), а фенотипической оценкой — пчеловоды на местах. Они должны добросовестно наблюдать за своими пчелиными семьями, отбирая лучшие фенотипы, среди которых профессиональные селекционеры сумеют лучше разглядеть действительно отменные генотипы, отсеяв фенокопии.
Сотрудники регионального селекционно-племенного центра должны способствовать формированию у пчеловодов менталитета разведенцев, прививать им вкус к племенной работе с пчелами. Для этого, во-первых, надо предложить простую (но не примитивную), понятную схему оценки хозяйственно полезных признаков, отражающую результат взаимодействия генотипа со средой. А во-вторых, снабжать племенными матками по чисто символическим ценам пчеловодов, работающих по селекционным программам центра. Самые активные из них должны становиться соавторами селекционных достижений.
Разве будет основная масса пчеловодов периодически замерять яйценоскость матки с помощью рамки-сетки, оценивать опоношенность гнезд в баллах или взвешивать мед в рамках после зимовки? Поэтому предлагаю: пчелиные семьи с заболеваниями расплода, неудовлетворительно перезимовавшие, роившиеся и чрезмерно агрессивные не оценивать вовсе. А во главу угла поставить усердие пчел в выращивании расплода в совокупности с высокой яйценоскостью матки и оценивать затем работоспособность пчел в целом. Надо отбирать пчелиные семьи, которые хорошо развиваются. Каждый пчеловод, безусловно, знает такие семьи на своей пасеке!
Почему приоритетом является оценка пролонгированной максимальной яйценоскости матки в связке с выкармливающей способностью пчелиной семьи? Прежде всего потому, что это — хозяйственно полезный признак, по которому мы оцениваем конкретную, отдельно участвующую в размножении особь пчелиной семьи. Кроме того, этот признак тесно коррелирует с высокой медопродуктивностью и довольно хорошо наследуется. И, может быть, самое главное: яйценоскость даже маток-сестер, выращенных в оптимальных условиях в одной семье, может отличаться в разы.
Модернизация отечественного пчеловодства должна начаться, на мой взгляд, с ликвидации слабых и ройливых пчелиных семей. Пчеловоды нередко, жалея сеголетнюю матку, явно не обеспечившую наращивания достаточной силы семьи в зиму, не уничтожают ее, слепо надеясь, что она чудесным образом преобразится в будущем году. Но если низкая яйценоскость матки обусловлена генетически, то в последующих сезонах этот порок передастся со спермой трутней по окрестностям.
Количество расплода в пчелиной семье (а не «голая» яйценоскость пчелиных маток), пусть и довольно приблизительно, можно легко определить по числу рамок с ним. Не составит особого труда при небольшой тренировке пересчитать расплод на полную гнездовую рамку. И не стоит полагаться на память: результаты осмотров нужно фиксировать на отдельных карточках или в пасечном журнале.
К сожалению, самые сильные пчелиные семьи не всегда оказываются и самыми продуктивными по меду, воску, пыльце. Мы должны поставить оценку их усердию, предприимчивости, трудолюбию. Учет количества произведенных семьей продуктов пчеловод может вести в любой, приемлемой для него форме. Лишь бы оценка оказалась непредвзятой, объективной, чтобы не подсунуть специалистам регионального селекционно-информационного центра фенокопии. Для этого пчеловод должен содержать пасеку на хорошей кормовой базе, которая позволит пчелиным семьям в полной мере реализовать свой потенциал. При этом необходимо исключить влияние случайных факторов (слетов и налетов, например).
Ю.А.ГОЛИЦЫН
Курская обл.