Биологическое значение селена, открытого в 1917 г. шведским химиком Берцелиусом, было неизвестно до тех пор, пока он не был охарактеризован как токсическое начало, вызывающее хромоту и смерть скота, поедающего растения определенного вида.
В 1957 г. Шварц и Фольц обнаружили, что селен важный и необходимый для животных микроэлемент. Так начиналась совершенно новая эра исследований, которые продолжают бурно развиваться в последние десятилетия (G.F.Combs et al., 1996).
Одна из главных проблем использования селена в качестве биостимулятора заключается в очень узком диапазоне между биологической и токсической дозами большинства применяемых препаратов. В связи с этим возникла необходимость разработать такие соединения этого элемента, которые были бы эффективны, малотоксичны и просты в употреблении (Г.И.Боряев, Ю.В.Кравченко, 2001).
Наиболее перспективны в этом отношении селенопираны. Они обладают существенно меньшей по сравнению с селенатами и селенитами токсичностью (ЛД50=700–900 мг/кг живой массы) и липофильностью, что обеспечивает возможность их пролонгированного действия.
В настоящее время один из гидроселеноксантенов, синтезированный профессором А.Ф.Блинохватовым в 1984 г. (9-фенил-симм-октагидроселеноксантен или селенопиран), входит в состав биологически активных добавок, однако его применение в сельском хозяйстве носит пока экспериментальный характер. Влияние же селена на жизнедеятельность медоносных пчел и их продуктивность малоизучено. Большое число исследований подтверждает эффективность применения селенопирана в качестве адаптогена, иммуностимулятора, антиоксиданта для различных видов сельскохозяйственных животных и человека, поэтому изучение влияния этого препарата на жизнедеятельность Apis mellifera — вполне логичный и последовательный шаг исследовательской работы.
Мы поставили перед собой задачу — изучить влияние органического соединения селена — селенопирана — на активность инвертазы гипофарингеальных желез летных пчел в период медосбора, а также на основные физико-химические показатели меда при введении его в состав сахарной подкормки для пчел.
Весной 2006 г. сформировали по методу пар-аналогов две группы по пять семей в каждой (подопытная и контрольная) карпатской породы пчел (матки селекции В.А.Гайдара). Их содержали на стационарной пасеке, расположенной в лесной местности в ульях системы Дадана-Блата.
Семьи подопытной группы 27.05.2006 (примерно за 40 дней до основного медосбора) получили однократно дозу 200 мл сахарного сиропа (1:1) с селенопираном из расчета 0,04 мг Se на улочку. Семьи контрольной группы получили в таком же количестве сахарный сироп. Пробы пчел отбирали по 50 шт. от каждой семьи согласно методике НИИП в начале эксперимента и через 45 дней со дня получения семей селенопирана. Пробы меда отбирались во время его откачки (15–20 июля) при помощи лопатки из шести точек каждой откачиваемой рамки (отдельно из каждого улья).
Определяли: активность инвертазы гипофарингеальных желез пчел; содержание общего белка в головах насекомых; массовую долю воды и сухого вещества в меду; массовую долю белка в меду; диастазное число меда; содержание селена в меду, а также количество товарного меда, полученное от каждой семьи.
Определение активности инвертазы проводилось по методике НИИП с некоторыми изменениями, позволяющими повысить эффективность анализа. Гомогенаты из голов пчел готовили при помощи стеклянного гомогенизатора. В гомогенатах определяли содержание белка по методу М.Брэдфорд, а далее, после соответствующего разведения, проводили ферментативную реакцию в течение 60 мин с использованием 50%-ного раствора сахарозы. Интенсивность реакции оценивали по увеличению в реакционной смеси количества глюкозы. Ее концентрацию определяли глюкозооксидазным методом с использованием диагностического набора «Глюкоза-ФКД». Активность инвертазы выражалась в мкмоль глюкозы, образовавшейся за 1 мин в реакционной смеси в отношении к 1 мг белка реакционной смеси.
М.Н.НЕВИТОВ, А.П.ГАМАЮНОВ,
А.ШИМКУС
ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Литовская ветеринарная академия